В целом, любое обучение - это дискомфорт, потому что любое обучение - это встреча с чем-то новым. С чем-то, в чем мы пока не разбираемся и в чем не чувствуем себя уверенно.
Это касается и формального обучения - например, когда у студентки начинается первый курс астрофизики в университете. И более практических ситуаций неформального обучения - предположим, когда специалист переходит на новую работу, осваивается в новой для себя роли и новом коллективе (и скорее всего, испытывает синдром самозванца).
Любопытно, что есть даже термин "педагогика дискомфорта" (pedagogy of discomfort). Его ввела исследовательница Меган Боулер из Университета Торонто в своей известной книге Feeling Power: Emotions and Education. Сама она пишет, что:
A “pedagogy of discomfort” examines the empathy, fear and anger to negotiate ethics and difference.
То есть Боулер определяет педагогику дискомфорта как признание того, что мы не можем оставить за дверью аудитории (или зум-созвона) ни эмоции, которые мы испытываем, ни социальный контекст. Более того - это важная часть обучения.
Традиционная же западная модель образования часто создает в классе как бы "стерильную" атмосферу, где знания рассматриваются абстрактно и в отрыве от, например, страха или злости, которую испытывают студенты (да и преподаватели тоже). А также в отрыве от социального неравенства, дискриминации, политической обстановки и многих других факторов.
Тем, кто хочет поподробнее узнать об этой концепции, советую исследование Анджени Бики и Меи ван Хьюстин из Университета Западного Кейпа. В нем исследовательницы рассказывают об основных составляющих педагогики дискомфорта и предлагают свою методологию для того, чтобы осознавать дискомфорт и преподавать, учитывая его. Для меня это во многом именно про развивающий дискомфорт.
Однако важно заметить, что не любой дискомфорт будет развивающим. Если школьник конфликтует с одноклассниками и в процессе учится важным навыкам решения конфликтных ситуаций, это может быть развивающим дискомфортом. Если школьник подвергается жесткому буллингу, такой дискомфорт будет не особенно развивающим и может вредить эмоциональному здоровью и учебе, а в отдельных случаях и угрожать жизни.
Так что я бы рассматривала дискомфорт с нескольких точек зрения:
Рискну предположить, что нет единого правила, которое говорило бы, какой дискомфорт будет развивающим, а какой - деструктивным. Скорее, каждую ситуацию можно и нужно рассматривать отдельно с точки зрения этих вопросов.
Но что точно можно утверждать, так это то, что мы все испытываем дискомфорт в процессе обучения, и уметь замечать и использовать этот дискомфорт - ценный навык.