Практически все проблемы, которые нашли отражение в опросах, являются системными. А значит усилиями одной семьи или одной школы их не решишь. Можно, например, снизить уровень стресса перед ЕГЭ у конкретного ученика или в одном классе (родители, учителя), но остальным ученикам это мало поможет.
Дети всегда опасались экзаменов. Ситуация всегда была для них стрессовой. Но когда тебя с 1-го (первого!) класса начинают готовить к сдаче ЕГЭ в 11-м классе (есть соответствующие пособия для первоклассников), вся учёба превращается в один большой стресс. Решить данную проблему можно только на уровне всго общества (государства).
В школах всегда возникали ситуации соперничества между детьми, классами, даже школами. Но практически все такие ситуации были управляемыми. В небольших школьных коллективах не только учителя, но директора лично знали всех учащихся и их родителей. Это позволяло оперативно корректировать поведение отдельных учеников. Сегодня вместо школ - образовательные холдинги. Гигантские (по меркам детского воспитания) организации, в которых директор подчас и всех учителей-то не знает в лицо, не то что учеников. Экономически это, может быть и выгодно, но педагогически - губительно. О влиянии на отдельного ученика всего коллектива школы здесь речи не идёт. Только о вилянии классного руководителя. И то, если у него один класс, а не параллель из 5-6-ти классных коллективов.
Или перенесение системы дополнительного образования в школы. Ученик с утра до вечера в одних и тех же стенах (хорошо, если в хороших) и в рамках одного и того же детского коллектива. Понятно, что у него возникает ощущение тотальной нехватки личного времени. Раньше ученик уходил из одного коллектива и переходил в другой (в музыкальную, спортивную, художественную школы, в сторонние кружки). Это помогало ему самому организовывать своё внешкольное время, ощущать свои цели, выстраивать свои отношения в ином коллективе.
А уж страх перед выбором послешкольного обучения и вовсе спровоцирован ситуацией в стране: обесцениванием среднего специального и высшего образования, тотальной нехваткой рабочих мест, неумением адаптироваться в быстро меняющемся социуме и пр. Здесь (в школе) он худо-бедно пристроен, а дальше что? Да ведь и взрослые не знают, что дальше. А дети ловят наши страхи и неуверенности.