1. Страх перед выбором послешкольного обучения – 100% школьников.
Пугает неизвестность. Она пугает и взрослых при вынужденной смене профессии. Профориентация – профанация. Первый критерий выбора – по успеваемости: ВУЗ или что-то попроще. Второй критерий – мнение родителей. Третий критерий – куда друг (подруга), туда и я. И только единицы выбирают свой путь. А в дальнейшем очень многие работают «не по специальности».
Я в школе увлекался физикой, электротехникой. Поэтому мой выбор был прост: окончив 8 класс, пошел в радиотехникум. Работал по специальности несколько лет. Подавал надежды. Не хватало высшего образования.
И тут я удивил всех. Поступил в ЛГУ на … филологический. И вот уже 40 лет преподаю английский язык в школе.
Больше половины моих однокурсников из техникума не работали по специальности.
Надо отметить, что нынешним выпускникам школы поступить в ВУЗ гораздо легче, чем нам, дедушкам и бабушкам. Количество только бюджетных мест в ВУЗах возросло примерно в 2 раза. Если прибавить платные, получается, что каждый, кому не лень, может поступить в ВУЗ. А родители, как правило, за ценой не постоят.
Опять же, можно сдавать документы сразу в три ВУЗа. И не надо сдавать вступительных экзаменов. Таким образом, снимается еще один стресс.
2. Боюсь не сдать ЕГЭ! — 95% школьников.
И примерно такой же процент взрослых, не первый год работающих, боится не сдать экзамены на курсах переподготовки или повышения квалификации. Боится проверок на профпригодность, тестирования и т.п.
И конкретно ЕГЭ здесь ни при чем. Точно также «тряслись» и на школьных экзаменах, и на вступительных в ВУЗ, даже техникум. Хотя школьные экзамены просто нельзя было не сдать. Вытягивали «за уши». Теперь такое невозможно. Хотя случаев завалов на ОГЭ или ЕГЭ крайне мало. Все устроено так, что нужно быть полным «лохом», чтобы не набрать минимальный «проходной» балл.
Работаю организатором на ОГЭ. Наблюдаю. Через час начинают выходить первые сдавшие. Думаю: отличники. Совсем наоборот. Выполнили первую часть работы, потом наставили галочки наугад. Им больше не надо, лишь бы сдать.
Таким образом, пугает не сам ЕГЭ, а сколько баллов удастся набрать. У каждого свои амбиции.
4. Нехватка времени на личную жизнь, все время отнимают уроки – 70% школьников.
Здесь я склонен согласиться, но при условии, что выполняешь все задания в полном объеме самостоятельно. И еще это зависит от того, сколько кому нужно времени «на личную жизнь».
Люди разные. Одни пробегают стометровку за 12 секунд, другим и 20 секунд мало. Точно так же и в учении. Они и в классе делают одно и то же задание за очень разное время. И ничего с этим не поделаешь.
К 5 классу многие учащиеся начинают осознавать, что они в учении аутсайдеры. К 7 классу интерес к учению у таких ребят угасает. Они уже знают, что как бы они не старались, им уже не угнаться за отличниками. И перестают учить, начинают списывать. Списывание дает им приемлемые оценки. Довольны и учителя и родители. Учителя - потому что не надо ставить двоек. Они знают, если ставишь ученику двойку, ты ставишь ее себе. Родители спокойны: ребенок учится.
Если раньше списывали друг у друга, делали шпаргалки, то теперь не надо «заморачиваться». Есть Интернет, смартфон и ГДЗ. Письменные домашние задания можно и не проверять: у всех правильно. А вот с устными не так все просто. Одни могут рассказать стихотворение наизусть два раза прочитав, другие учат «Травка зеленеет …» 2 часа.
5. Конфликты со взрослыми (педагогами, родителями) – 56% школьников.
Конфликты с начальниками и коллегами по работе нередки и среди взрослых. Только взрослые уже понимают, что нельзя говорить вслух все, что думаешь. Особенно начальству. Поэтому конфликтов меньше. В школе они еще учатся, как надо себя вести. Но не все научаются, потому что им многое прощается.
Они же дети!
6. Слишком много ненужных предметов в расписании – 46% школьников.
Здесь можно частично согласиться. Но не «слишком». Да, время от времени выдумывают предметы, которые стоят в расписании, но которые не являются «обязательными», или являются дублирующими. Необязательными предметами можно считать те, за которые не ставится оценка, либо те, отметка за которые ни на что не влияет. Примером может служить «выбор профессии» или «астрономия».
Но немало учеников подходят к этому с чисто практической точки зрения. Лишние предметы для них те, по которым они не собираются сдавать ЕГЭ. Причем это разные предметы. На всех не угодишь.
Заметил, что на уроке старшеклассница списывает домашнее задание по математике. Сделал замечание. «Что вы ко мне привязались? Не учила английский и учить не буду! Это сорный предмет. Кому он нужен?» Может быть она и права. Теперь работает в милиции, при погонах. Не удивлюсь, если дослужится до полковника.
7. Введение школьной формы – 40% школьников.
Это проблема всех школьников в мире. И не только школьников. Очень многие взрослые, которым по долгу службы приходится носить форму, стараются не носить ее, как только позволяют обстоятельства.
Школьную форму можно разделить на две категории: единую для всех (как это было в СССР) и форму учебного заведения, как ее пытаются внедрить сейчас. Общая форма пришла к нам из Германии. Особая форма школы появилась в Британии, как знак престижа учебного заведения, частной школы-интерната для богатых. Введение особой формы в общеобразовательной школе – нонсенс. Единая форма – отголосок прусской казармы.
Однажды на уроке английского языка была тема «Школа в Британии». Прочитали текст. Английская школьница пишет о своей нелюбви к школьной форме. Начали обсуждение. Все сказали, что тоже не хотят носить форму. Главный аргумент: не хочу выглядеть, как все. Подозвал к доске несколько девочек. Черные узкие брюки, спущенные на бедра. Пупки наружу. Волосы черные, крашеные. Свитерочки. За партами остались только две, не такие, как эти. Спрашиваю: «Ну, что?». «Неет, это другоое».
8. Маленький ассортимент в школьных столовых – 50% школьников.
Работая в школе, я знаю, что рацион школьников разрабатывается институтом питания. Имеется много ограничений.
Натуральный кофе запрещен. Сырые салаты нельзя: как бы чего не вышло. Свинина – большая редкость, наверно из политкорректности: вдруг евреи и мусульмане возмутятся. Говядина дорогая. Остается курица. Из курятины или индейки делают все мясные блюда: «бефстроганов», котлеты, «плов или просто кладут куски вареной курицы. Колбасные изделия (так любимые нами в советских школьных столовых сосиски) почти запрещены. Бутерброд на завтрак только с полукопченой колбасой. Зато появились йогурт, соки, фрукты.
Меню меняется по дням недели. Четверг – рыбный день. Но и это чередование надоедает.
Что дети едят и что они не хотят. Каши на завтрак съедают любые: манку, пшенку, рис. В обед примерно 1/3 супа идет в отходы. Особенно если это кислые щи. Не любят печень и рыбу. Зато с удовольствием покупают в буфете сосиски в тесте и запивают фантой или липтоном. Хрустяшки в буфете не продают, но умудряются приносить с собой и грызут на уроках.
Многое зависит от мастерства повара, который может сделать из всего котлетку, а также от пищевых привычек в семье.
9. Мало времени на сон – 50% школьников.
А кому нравится ложиться рано спать и вставать по утрам ни свет ни заря? Особенно зимой. Сколько взрослых вскакивают с постели в последний момент и бегут на работу не позавтракав. Женщины едва успевают накраситься. Это святое!
Мне сегодня ко второму уроку. Приехал пораньше, сразу после звонка на первый урок. Уже 9:10. К школе подъезжают машины, высаживают школьников. Матери целуют детей и дают по газам. Им самим на работу к девяти.
10. Невзаимная любовь, проблемы в личной жизни – 35% школьников.
«Мы выбираем, нас выбирают. Как это часто не совпадает!». Проблемы личной жизни они решают в соцсетях. Для них это реальность.