Отличный вопрос, поднимающий вопрос цели образования, одной из которых является формирование знаний, умений, навыков, развитие обучающегося с различных сторон!
Обучение в целом является понятием весьма обширным, которое включает в себя не только классический путь «детский сад-школа-университет», но и любой процесс, в ходе которого человек приобретает знания. Является он обычно двусторонним диалогом между преподавателем и учеником, поэтому со стороны преподавателя важно заинтересовать ученика, а со стороны ученика важно проявить усердие, иначе диалог не будет эффективным. Даже если ваш учитель — это книга.
Необходимо отметить, что триггером обучения может быть как проблема, так и интерес. К сожалению, в плане соотношения интерес в значительной степени проигрывает, так как к учебе очень многие относятся как обязаловке и формальности. В этом и состоит одна из проблем любой системы образования – в отсутствии осознанности и непонимании необходимости развития и усвоения новых знаний.
С другой стороны, с учетом значительного роста различных курсов можно говорить и о более сознательном обучении, в большей степени наблюдающемуся среди людей более взрослых. Люди стали стремиться к самообразованию, да и сделать это сейчас намного легче, необаятельно даже выходить из дома. В ходе своей профессиональной деятельности (или по мере взросления и накопления жизненного опыта) возникает потребность в освоении новых знаний, смены специальности. Такие порывы и дают толчок к обучению.
Интерес же является основой эффективного обучения, однако не всегда в таком случае преследуются конкретные задачи, так как в любой момент интерес может погаснуть.
Хочется сказать, что обучение чаще начинается с необходимости решения конкретных задач, а если при этом еще есть интерес к этому процессу, обучение непременно принесет свои плоды!