Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Обучение начинается с проблемы или с интереса?

ОбразованиеСоциология+3
Anna Shefel
  ·   · 6,2 K
Методист, преподаватель, педагогический дизайнер  · 15 нояб 2022
Давайте рассмотрим вопрос именно с этих двух условий. 
В конце текста делюсь своим ответом – можно прочитать все, а можно только главную мысль. 
Разберемся в терминах
Википедия говорит, что "Пробле́ма (др.-греч. πρόβλημα — задача, задание) в широком смысле — сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения". Проблем вокруг нас очень много. Например, в целях устойчивого развития обозначено 17 групп проблем: 
Это далеко не все проблемы, с которыми мы сталкиваемся или не сталкиваемся в жизни. Не все проблемы мотивируют нас на конкретные действия. Но есть те, мимо которых мы не сможем пройти.  Соответственно само понятие "проблема" или наличие "проблемного" фактора не достаточно для того, чтобы запустить мотив в обучении. Проблема должна быть не только проблемой, она должна быть интересна конечному пользователю, т.е. быть его потребностью; влиять на человека, чтобы человек захотел что-то с этой проблемой сделать. Мы можем попытаться создать потребность в решении какой-то проблемы, но это уже другая история.
Теперь разберемся с понятием интерес. В научной статье "Теория интереса и высшее образование" Д.Н. Шуваева находим такое определение из словаря: 
Слово «интерес» происходит от латинского «interest» - «важно, имеет значение». Энциклопедический словарь Ф. Павленкова (4-е изд., СПб, 1910) определяет коротко и ёмко:  «Интерес – 1) выгода, расчёт, 2) любопытность,занимательность».
При этом, интерес может быть разным. Посмотрите на эту схему классификации понятия (источник: «Мотивация и мотивы» Е.П.Ильина – учебное пособие для студентов и специалистов, работающих в области психологии и педагогики.)
Таким образом, интерес к проблеме или теме может стать точкой входа в обучение. При этом, особенности интереса в том, что он может быть как кратковременным, так и долговременным. В процессе обучения чаще всего приходится иметь дело с кратковременным интересом. 
И что с этим делать?
Интерес – это то,  с чего начинается обучение, а проблема – это то, что может поддерживать интерес и развивать его (инструмент). 
Если вы самостоятельно проектируете обучения для себя, то вам необходимо позаботиться о том, чтобы интерес сохранился, т.е. был устойчивым, т.к. он влияет на мотивацию. Для этого вы можете самостоятельно сформулировать актуальную для вас проблему в зоне выбранного интереса. Эта проблема должна решать вашу потребность, соответствовать вашим целям. Тогда вы, вероятно, в большей степени захотите вовлечься в её решение. 
Если вы обучаетесь на курсе, то, скорее всего, методист и преподаватель уже подготовят для вас несколько приемов для сохранения вашего интереса: проблемная ситуация, ситуация успеха, своевременная обратная связь и т.д. 
  
Эксперт в сфере образования за рубежом. Личный...  · 26 окт 2022  · youtube.com/smapse
Отличный вопрос, поднимающий вопрос цели образования, одной из которых является формирование знаний, умений, навыков, развитие обучающегося с различных сторон! Обучение в целом является понятием весьма обширным, которое... Читать далее
Эксперт ведущего агентства зарубежного образования.Перейти на smapse.ru
Развитие мышления и решение проблем (логика, ТРИЗ...  · 15 окт 2022
У кого с интереса, у кого с обязаловки, а у кого и с проблемы - если это вынужденное самообучение, или проблемный подход (он проблемным не является).
Моя группа в ВК, в закрепе статья с ответами на самые популярные вопросыПерейти на vk.com/intelligenceschool
Биолог. Специализация: зоология беспозвоночных...  · 14 окт 2022
С МОТИВАЦИИ начинается серьёзное обучение. Если в раннем детстве, для обучения достаточно естественного любопытства ребёнка, то для серьёзного обучения и образования подростка и взрослого - должна быть достойная мотивация, в... Читать далее
2 эксперта согласны
Интерес к познанию нового и неизвестного это существенный мотив. Но в школе обучать надо всех, как мотивированных... Читать дальше
Я просто пишу от души. Это моя фотография.  · 14 окт 2022
Мое обучение начиналось с интереса к какому-то предмету. К примеру, биология и религия. Ребенок учится познавать мир с детства. Некоторые проявляют рвение к предмету и идут к заветной цели. Я любил и петь и танцевать, что... Читать далее
1 эксперт согласен
Согласен! Нужен интерес, но кто задаст этот интерес?
Люблю природу, хобби рисование, танцы.  · 28 нояб 2022
Смотря о каком обучении идёт речь. Если идёт речь о какой-либо проблеме, то ищем нужную информацию и получаем знание или обучение. Чем старше мы становимся, тем более осознанно подходим к обучению. В любом случае присутствует... Читать далее
Практикующий юрист;совмещаю работу учителем, стаж...  · 22 окт 2022
Обучение нужно начинать с интереса, увлекать учеников. Давать им думать обширно и не стеснятца, говорить ответ 
даже если он не правильный. А проблемы? Решать в процессе так между прочим. Рассказать всем состоит проблема.
Практикующий юрист;совмещаю работу учителем, стаж...  · 31 окт 2022
Обучение начинается с интереса . Приведу факт; мы рассматривали вопрос, ученики уходят со школы. Вот Вам ответ, им было не интересно. Так и здесь будет интерес учитца, проблема сама решитса  как задача  по математике.
Нормативный психолог, психоаналитик, фрилансер...  · 16 окт 2022
Такой вопрос возник из-за исчезновения дидактики в обучении и управлении. Любое изложение темы на уроке или лекции, даже цели сообщения на совещании (Чего даже наши высокопоставленные чиновники не умеют) должно начинаться с... Читать далее