Это не один навык, а целый комплекс навыков. В ФГОС они перечислены как универсальные учебные действия (УУД). Отрадно то, что приоритетом сейчас названы не знания по предмету, которые в наших условиях можно достаточно быстро найти с помощью интернет, а именно совершенствование УУД, которые как раз и делают возможным сам процесс обучения.
Я бы рекомендовал прочитать этот список и перевести его для себя с казенного языка документов на свой внутренний, наполненный смыслом именно для вас язык.
Список универсальных учебных действий
Личностные УУД:
- Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат
- Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку
- Ученик понимает кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься
- Ученик понимает кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься (обобщенное действие, умение учиться)
- У ребенка сформирована учебная мотивация
Регулятивные универсальные учебные действия:
- Ученик умеет составлять план действий
- Ученик может внести необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае необходимости
- Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения
- Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того.что еще неизвестно
- Ученик способен к волевому усилию
- У ребенка развита рефлексия.
- Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля
- У ученика сформирован внутренний план действий
- Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий
- Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку
- У ребенка развита адекватная самооценка.
Познавательные УУД включают следующие действия:
- Умеет формулировать проблемы и решать их.
- Ребёнок умеет составлять модель и преобразовывать её в случае необходимости.
- Ученик владеет способами решения проблем.
- Ребёнок может строить логическую цепь размышлений.
- Ученик может структурировать найденную информацию в нужной форме.
- Ребёнок умеет выбрать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации.
- Ребёнок владеет операциями сериации, классификации, умеет устанавливать причинно-следственные связи.
- Ребёнок может проанализировать ход и способ действий.
- Ребёнок умеет осмысленно читать, извлекая нужную информацию, отбрасывая второстепенную информацию.
- У ребенка сформированы умения анализа и синтеза.
- Ребёнок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию.
Коммуникативные УУД:
- Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку (обеспечивает социальную компетентность и учет позиции других людей)
- Ученик умеет договариваться несиловыми методами.
- Ученик умеет вступать в диалог
- Ребенок может сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации
- У ребенка развита рефлексия (рефлексия в общении - осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению)
- Ребенок умеет слушать и слышать
- Может создавать устные и письменные высказывания.
- Умение выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации
- Ребенок может интегрироваться в группу сверстников