Современный этап развития общества обусловливает необходимость переосмысления многих сторон системы образования. В данном контексте пересматриваются знания, умения, навыки (компетенции), которые во многом должны быть адаптированы к происходящим событиям сегодняшнего дня.
Для того, чтобы быть успешным в учебе, нужна работа над самим собой, направляемая родителями, школой, вузом. По этому поводу написаны научные труды, проведены социологические исследования и т.д. Если обобщить вкратце подобные работы, то можно выделить наиболее, на наш взгляд, эффективные навыки. В первую очередь основы привития таких навыков закладываются в семье и начальной школе.
В зависимости от факторов, влияющих на процесс обучения, нужны навыки управления временем (тайм-менеджмент), навыки определения приоритетов, сосредоточения и мотивации. Но самой главной является организованность. Чаще всего проблемы обучения вызываются не столько ограниченными интеллектуальными способностями ученика, сколько недостаточным уровнем его организации. Успехи в учебе зависят от организационного навыка, начиная с подготовки к школе и заканчивая поиском необходимых материалов для выполнения различного рода заданий.
Для успешной учебы нужны навыки рационального планирования времени на выполнение школьных заданий. К примеру, нужно написать реферат (эссе) и сдать его через одну-две недели. Как правило, ученики начинают работу над заданием лишь вечером накануне дня его сдачи — понятно, каким будет результат такой авральной работы! Чтобы не доводить работу до форс-мажора, полезным будет предварительная разбивка материала и разработка алгоритма выполнения задания (навык планирования времени).
В рассматриваемую группу можно также включить навыки установления приоритетов и сосредоточения внимания, мотивация.
Успешность в учебе напрямую зависит и от личных качеств обучающегося, к которым относятся креативность, жизнелюбие, гибкость мышления, самодисциплина, честность, смелость, доброта, стрессоустойчивость и другие.