Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как учителям выстраивать отношение к обучению ребенка так, чтобы он не воспринимал плохие оценки и ошибки как наказание?

И чем могут помочь родители?
ПсихологияОбразование+2
Любовь Кобцева
  ·   · 7,2 K
Учитель русского языка, литературы, воспитатель...  · 12 февр 2022
Для того чтобы ситуация восприятия плохих оценок как наказания поменялась на ситуацию работы с оценками как с инструментарием, показателями состояния, необходима титаническая работа:
  • с сознанием учителям;
  • с сознанием родителей;
  • с сознанием ученика.
Последовательность именно такая. Если учитель понимает критериальность оценивания, его возможности при установлении "диагноза", "местоположения" ученика в учебном процессе - то он будет сам работать в подобном ключе и найдет возможность донести свою концепцию работы до родителей, чтобы они понимали, что и зачем делается.
Если родители видят, что учитель не "бьет" и "не покупает" оценками; если родители видят уважение к ученику, к совместной работе, выраженное в грамотой системе оценивания, в грамотном анализе работы и четко прописанной, понятной для всех трех сторон траектории движения ученика - то родители перестают "прессовать" ребенка. Переходят из "забегов за результатом" собственно в процессы обучения и развития.
Вот он - ребенок. Учитель делает оценку прозрачной, объективной. С ним, с ребенком работают, его не унижают, с ним не заигрывают, его не манят морковкой на веревочке в непонятные дали.
Родители читают комментарии учителя с анализом оценки, читают задачи самого ученика, консультируются с учителем, знают ситуацию и не пристают в конце дня с язвительными вопросами или угрозами "еще раз увижу у тебя тройку (двойку) тогда ..." - родители используют те же критерии оценивания, что и учитель. Двойных стандартов нет, критерии понятны - остается только работать.
Ошибки как наказание? Это для меня не очень связано. По-моему, беда с ошибками не в том, что их воспринимают, как наказание. Это ведь сложно так представить, ведь ошибки предельно очевидны, они не субъективны, а объективны.
Тут другой расклад. Я заметила, что повсеместная действительность такова, что ученик не возвращается к анализу своей работы и не отрабатывает эти самые ошибки. Глянул на работу, испещренную значками, и .....все. Так на газету со вчерашними новостями смотрят. С таким же смыслом. А ведь это не чужой текст. И цели исправления - это показатель расхождения с нормой (не учителя, а объективной, зафиксированной в культурных источниках).
Что есть анализ своей работы. Посчитал ошибки орфографические: 8 из 10 на непроверяемые гласные/согласные - придется учить словарные слова и постараться побольше читать; 8 из 10 на проверяемые гласные/согласные - а на какое правило? Если все на одно правило (я молодец, что знаю все остальные правила, а это придется поупражнять).
Вот этого последействия нет. Получается, что человек как бы обречен ходить по граблям, которые даже не меняют своего местоположения. Согласитесь, довольно обидная для человеческого достоинства ситуация. В этом раскладе я очень не люблю высказывание Черномырдина "хотели, как лучше, а получилось, как всегда". Эта фраза смешная по лексике, и грустная по очевидной реальности. Так чему удивляться, что фраза такая живучая - этот механизм заложен многолетней практикой не возвращения к результатам своей работы и проработкой - а почему мы такой результат имеем.
Оптимальный вариант "Хотели, как лучше - вернулись к тому, на чем ошибались в прошлый раз - и сделали в этот раз лучше". И грабли висят в сарае, в правильном порядке, с учетом техники безопасности. И у нас есть время не ушибы залечивать, а другое дело делать.
Ошибки - это не то, что воспринимается как наказание. Ошибки и дальнейшая работа с ними - это на 90% просто слепое пятно.
2 эксперта согласны
Современные учителя перестали РАБОТАТЬ С ОШИБКАМИ! И уж совсем не умеют работать на их УПРЕЖДЕНИЕ! Не анализируют... Читать дальше
Вот вы пишите: " ... его не манят морковкой на веревочке в непонятные дали."
Это, на мой взгляд, и является краеугольным камнем образования. Человек не понимает зачем ему всё это проходить. Поскольку окружающая действительность в настоящее время ребенку показывает то, что если и есть связь между образованием и дальнейшим благополучием (ну или какой-то мечтой), то она очень неочевидна. Все эти "понятные траектории" понятны только для родителей. И то, понятны они только на теоретическом уровне, т.е. это гипотезы, которые имеют связь с реальностью только потому, что это имеет какое-то подтверждение в прошлом, которое уже ушло.
@Павел Дработурин, когда ставка сделана только на предметный материал, то ребенку крайне трудно находить связьи этого самого материала со своей жизнью сейчас. Отсюда появляются фразы "Тебе в будущем это пригодится". И это однозначно ни о чем. Когда ребенок вырастет, он ни за что на свете не вспомнит, что ему там предсказывали.
А вот без анализа ситуации, например, никак. Без понимания текста никак, без способности структурировать информацию, без способности аргументировать. Это нужно постоянно. И неважно, в каком ты возрасте.
А с таким инструментарием и предметы пойдут.
Клинический психолог. Патопсихолог. Действительный...  · 11 февр 2022
Не наказывать оценками, а выставлять строго в соответствии с уровнем знаний. Для поведенческих моментов есть воспитательные приёмы, для уровня знаний - оценка. Иногда сложно отделить личное отношение при выставлении оценок... Читать далее
Записаться на консультацию в What's App +7 995 921-65-68 или телеграм 👇Перейти на t.me/ElenaDmitrievaPsy
1 эксперт согласен
Очевидно набор хороших правил лучше чем плохих, и без них нельзя обойтись, но следуя правилам нельзя избежать... Читать дальше
Первый
Психолог, коуч, карьерный консультант. Работаю со...  · 10 февр 2022
Формулировка вопроса предполагает, что поведение учителя может абсолютно влиять на восприятие ученика, что по сути своей ошибочно. Кроме учителей, есть еще родители, которые тоже влияют, да и сам ребенок может иметь "личное... Читать далее
2 эксперта согласны
Учитель не всегда это успеет в полном объёме обсудить, желательно эту тему обсудить дома. Если это вопрос сложный... Читать дальше
Магистр психологии, гипнолог, ученый ведущий...  · 8 февр 2022  · classic-hypnos.ru
Обучение необходимо выстраивать таким образом, чтобы у ребенка складывалась мотивация получать новые знания, создавать интерес, формировать перспективы которые можно получиться владея знанием предмета обучения. Оценка не... Читать далее
Психологическая помощь гипнозом +79602861163Перейти на classic-hypnos.ru
Психолог-консультант, расстановщик. Помогаю...  · 11 февр 2022
Можно начать с осознания учителем смысла и целей оценочной системы вообще: зачем она была нужна? что с ее помощью хотели достичь? Вообще говоря, оценка - это инструмент в достижении учебных целей. Инструмент, а не самоцель... Читать далее
С уважением, Светлана Войтенко, психолог-консультант, расстановщикПерейти на facebook.com/VoytenkoSvetlana
Ошибки надо учится искать вместе с учениками, такие приёмы есть. В таком случае учащийся не испытывает горечи... Читать дальше
Директор школы, учитель истории и обществознания  · 15 февр 2022
Это сделать не так просто, уж так повелось, что отношение к плохим оценкам у детей негативное. Бывает даже болезненное со слезами и истериками. Причин тому тоже много: - строгие родители, которые за плохие оценки могут... Читать далее
Педагог, у которого есть свой блог.   · 8 февр 2022
Учитель должен замотивировать ребят, сказать, что плохие отметки можно всегда исправить. Если не получится в этот раз, то получится в другой. Расстраиваться сильно не надо, нода работать над тем, что не понимаешь
Подписывайся на меня Перейти на instagram.com/alena.osh
а еще лучше родителям мотивировать, а то одному за 5 -10 рублей дают, а другому 50, одному за 2 - ремня, а другому... Читать дальше
документационное обеспечение управления...  · 9 февр 2022  ·
id
По собственному опыту работу в сфере образования и по рассказам бабушки могу сказать, что нет однозначного ответа. Этот вопрос во-первых не конкретизирован, по отношению к кому выстраивать отношения? Если учитель обеспокоен за... Читать далее
Я люблю Получать новые знания и развиваться...  · 9 февр 2022
Выстраивать отношение к обучению в первую очередь ,это прерогатива родителей. Дети вряд ли воспринимают плохие оценки ,как наказание. У них снижается самооценка ,снижается мотивация,портятся отношения с окружающими близкими... Читать далее
1 эксперт согласен
Семейный, клинический психолог. Детский и подростк...  · 14 февр 2022
1. Учить видеть свои ошибки. 2.Сравнивать только со своими прошлыми достижениями и показывать успехи (пусть даже минимальные). 3. Замечать успехи в других областях. 4.Если родители наказывают за оценки, то -работа с родителями.... Читать далее
1 эксперт согласен