Для того чтобы ситуация восприятия плохих оценок как наказания поменялась на ситуацию работы с оценками как с инструментарием, показателями состояния, необходима титаническая работа:
- с сознанием учителям;
- с сознанием родителей;
- с сознанием ученика.
Последовательность именно такая. Если учитель понимает критериальность оценивания, его возможности при установлении "диагноза", "местоположения" ученика в учебном процессе - то он будет сам работать в подобном ключе и найдет возможность донести свою концепцию работы до родителей, чтобы они понимали, что и зачем делается.
Если родители видят, что учитель не "бьет" и "не покупает" оценками; если родители видят уважение к ученику, к совместной работе, выраженное в грамотой системе оценивания, в грамотном анализе работы и четко прописанной, понятной для всех трех сторон траектории движения ученика - то родители перестают "прессовать" ребенка. Переходят из "забегов за результатом" собственно в процессы обучения и развития.
Вот он - ребенок. Учитель делает оценку прозрачной, объективной. С ним, с ребенком работают, его не унижают, с ним не заигрывают, его не манят морковкой на веревочке в непонятные дали.
Родители читают комментарии учителя с анализом оценки, читают задачи самого ученика, консультируются с учителем, знают ситуацию и не пристают в конце дня с язвительными вопросами или угрозами "еще раз увижу у тебя тройку (двойку) тогда ..." - родители используют те же критерии оценивания, что и учитель. Двойных стандартов нет, критерии понятны - остается только работать.
Ошибки как наказание? Это для меня не очень связано. По-моему, беда с ошибками не в том, что их воспринимают, как наказание. Это ведь сложно так представить, ведь ошибки предельно очевидны, они не субъективны, а объективны.
Тут другой расклад. Я заметила, что повсеместная действительность такова, что ученик не возвращается к анализу своей работы и не отрабатывает эти самые ошибки. Глянул на работу, испещренную значками, и .....все. Так на газету со вчерашними новостями смотрят. С таким же смыслом. А ведь это не чужой текст. И цели исправления - это показатель расхождения с нормой (не учителя, а объективной, зафиксированной в культурных источниках).
Что есть анализ своей работы. Посчитал ошибки орфографические: 8 из 10 на непроверяемые гласные/согласные - придется учить словарные слова и постараться побольше читать; 8 из 10 на проверяемые гласные/согласные - а на какое правило? Если все на одно правило (я молодец, что знаю все остальные правила, а это придется поупражнять).
Вот этого последействия нет. Получается, что человек как бы обречен ходить по граблям, которые даже не меняют своего местоположения. Согласитесь, довольно обидная для человеческого достоинства ситуация. В этом раскладе я очень не люблю высказывание Черномырдина "хотели, как лучше, а получилось, как всегда". Эта фраза смешная по лексике, и грустная по очевидной реальности. Так чему удивляться, что фраза такая живучая - этот механизм заложен многолетней практикой не возвращения к результатам своей работы и проработкой - а почему мы такой результат имеем.
Оптимальный вариант "Хотели, как лучше - вернулись к тому, на чем ошибались в прошлый раз - и сделали в этот раз лучше". И грабли висят в сарае, в правильном порядке, с учетом техники безопасности. И у нас есть время не ушибы залечивать, а другое дело делать.
Ошибки - это не то, что воспринимается как наказание. Ошибки и дальнейшая работа с ними - это на 90% просто слепое пятно.