Потому что в комиссии зачастую сидят больные люди, и четкого критерия оценивания этого экзамена нет; так же это связано с объемом произведений, необходимых для подготовки к экзамену по литературе и заданиям на сравнения/детали этих произведений: в одном варианте вам может попасться вопрос по типу "кем является пан Листницкий в романе Шолохова "Тихий дон", а в другом - соотнесите описание внешности с героинями/героями. Если вы посмотрите кодификатор, то поймете, что ни один нормальный человек не сможет четко запомнить, у кого из героев почти двухсот произведений были голубые глаза, а у кого - серо-буро-малиновые.
Экзамен включает в себя пять сочинений - 4 мини-сочинений и одно поставленное (сейчас, вроде, объемом в 250 слов). Два сочинения из мини-сочинений - сравнительные. Одно из них связано с прозой, что зачастую достаточно легко, а другое - с лирикой, где вы для сравнения должны цитировать стихотворения. Как уже становится понятно, эти стихотворения нужно выучить наизусть, но вот только возникает одна проблема с заучиванием этих стихотворений - окказиональная пунктуация. Если выучить даже все стихотворения из кодификатора - возможно, то выучить пунктуацию автора из каждого стихотворения - нет.
Возвращаясь к больным людям из комиссии: вам нужно как-то угодить их мнению и представлению о теме ваших сочинений, не зная, кто это вообще будет проверять. Вот у нас, в Сибири, на филфаках до сих пор байки травят про убитого Есенина и проч., но люди, определенные в комиссию, считают, что наши сочинения должны оцениваться вузовскими мерками, ведь, внимание, мы же можем пойти на филфак, раз сдаем литературу. В итоге перед учеником нет поставленных точных задач: если комиссия вдруг захочет проверять анализ произведений в ваших школьных сочинениях таким же образом, а вам еще, ни дай бог, попадется автор конца 19-го - начала 20-го века, то вам буквально могут снять несколько баллов по желанию комиссии, и вы вряд ли сможете что-то с этим сделать, так как при всем своем желании вы и кто-либо другой не сможет точно сказать, что имел в виду Гумилев n-ой строчкой в своем n-ом стихотворении.