Экзамен по литературе - это хоть какой-то компромисс для оценки очень важных навыков. На нем надо анализировать тексты и выражать мысли. Тексты иногда достаточно абстрактные, а ведь многие и простые тексты с трудом понимают.
Если нет своих мыслей (а если честно, то не всегда они и бывают, в 17 лет, например) - приходится заучивать чужие. Тоже тяжело.
P.S. Конечно, сложно объективно оценивать ответы на экзамене по литературе. Я вам по секрету скажу - решения задач по физике иногда оценить сложно. Ученик просто понял задачу по-своему, совершенно неожиданно, а ты сидишь и перечитываешь условие - так оно всё-таки однозначное (условие) или нет? Можно ли было так понять или нет? (Это не про задачи типа v=s/t, а посложнее).