Всё дело в том, что такой тест требует от человека иметь за спиной большой список прочитанных произведений, причём, обязательно с ощутимым упором на признанные классическими, что вызывает у молодёжи затруднения, поскольку если с восприятием дошкольной и ранней школьной литературы ещё проблем не возникает, то для понимания смысла более "тяжёлых" рассказов и романов необходимы ещё и общие энциклопедические, исторические познания, например.
К тому же, для успешной сдачи этого экзамена требуется уметь грамотно строить речь, соблюдать логику связи между собой мыслей, правильно использовать цитирование и примеры. И, увы, даже высокий интеллект ребёнка по итогу оказывается отнюдь не гарантом того, что всё вышеперечисленное будет у него развито на достаточном уровне: многим заучивание сложных рассчётных формул даётся куда легче, нежели запоминание правил русского языка, общение и построение речи, ввиду менее чёткой систематизированности последних (вспомнить только правила, связанные с написанием окончаний множественного числа, где фактически нужно банально запоминать, не опираясь на какую-либо закономерность).
Здесь также стоит отметить, что с переходом на электронные сообщения, дети и подростки, коренным образом абстрагировавшиеся от необходимости грамотно строить диалог и писать "с одного раза" (теперь вопрос экономии чернил не мучит любителей по тысяче раз редактировать уже отосланное сообщение), безусловно заимели множество проблем с даже просто сочинениями по Русскому языку и Лит-ре. Безусловно, я бы не сказал, что в советские времена каждый второй или даже каждый третий мог без проблем размышлять на глубокие темы, но тем не менее по крайней мере этикет рукописного письма оказывал некоторое положительное влияние на грамотность их языка.
Еще одна проблема — это темы, на которые предлагают размышлять. Зачастую они вызывают у учащихся позывы к зевоте и иногда сформулированы так, что, чтобы их целиком раскрыть, даже педагогу придётся изрядно попотеть.
И последнее, что тяготит людей в связи с этим экзаменом — это тот простой факт, что даже успешная сдача экзамена не является гарантом того, что усилия вообще того стоили, поскольку наблюдается стойкая тенденция у значительной части учащихся идти по пути наименьшего сопротивления и выбирать к сдаче предметы типа литературы, философии и т. п., чтобы избавить себя от работы с тяжёлыми расчётами и запоминания большого объёма энциклопедических фактов о той или иной стезе мироздания. Только вот такой набор предметов на выходе создаёт избыточность подобных специалистов и как результат — толпы невостребованных выпускников. Попробуй-ка настроить себя на сдачу, с запозданием ошеломлённый этой мыслью.
Вот потому и считается столь сложным.