В вопросе заложен скрытый социальный конструктивизм. Можно подумать, что была философская идея, а потом кто-то взял ее и сконструировал капитализм. Прямо как у Карла Поланьи в книге «Великая трансформация».
Рыночные отношения, обмен, контракты и связанная с ними необходимость защиты прав собственности возникают совершенно естественным образом, когда люди начинают специализироваться и делать что-то на обмен. Поэтому капитализм (понимаемый как рынок) существовал всегда. Историки обнаруживают следы международной торговли уже в палеолите. Это видно по раскопкам.
Существовали общества, в которых была жесткая централизация, но для этого нужны специфические условия. Весь Древний Египет был выстроен вокруг ирригационных сооружений, от которых зависит сельское хозяйство. Есть одно общественное благо, которое требует коллективных усилий. К тому же далеко от Нила не убежишь, кругом пустыня.
В других ситуациях такая централизация не работает. Примером может служить Кодекс Дейла, придуманный для североамериканских колоний. Жесткий авторитарный, предусматривавший наказания вплоть смертной казни просуществовал всего четыре года. Просто потому что не было никаких препятствий для ухода за пределы колонии. Колонисты снимались, уходили за фронтир и селились вперемежку с индейцами. Впереди была огромная неосвоенная территория, а хозяйство можно было вести небольшими группами. Поэтому коллективный принудительный труд оказался невозможным.
Другое дело что впоследствии философы, а потом экономисты попытались осмыслить причины успеха капитализма и провала социализма. Невидимая рука Адама Смита в общем объясняет как работают индивидуальные стимулы и почему при правильной организации общества, при правильных институтах она служит общему благу.