Продолжение.
Вернёмся к обсуждению «философской идеи капитализма».
Прежде всего, философия – это человеческое, для человека и вокруг человека. Т.е. искать идею капитализма придётся в человеческом социуме, и нигде более.
Но, первый шаг сделаем «другой ногой». Давайте ответим на вопрос:
В чём идея социализма расходится с идеей капитализма?
Вспомним исходную цепь социальных результатов, приведших к становлению капитализма по К. Марксу и Ф. Энгельсу, которую приводим не в прямом цитатном изложении:
• Воспроизведение излишков труда;
• Разделение труда;
• Развитие меновой торговли;
• Установление социальных механизмов закрепления лидерства успешных членов в сообществах - учреждение племенной, а затем государственной социальных надстроек;
• Формирование денежной системы;
• Развитие средств производства;
• Укоренение наёмного труда как основного метода социализации;
• Становление капитализма.
В целом так? Ничего не упустили?
Возьмём из представленного ряда все пункты, кроме последнего, и ответим на вопрос: Какой из них следует отклонить или заменить, если в последнем пункте мы напишем вместо слова «капитализм» слово «социализм»?
Советую внимательно проверить на отсутствие конфликта отрицания с каким-либо пунктом.
Судя по всему можно сделать вывод, который должен был быть получен и озвучен лет 50 – 100 назад . А именно: социализм и капитализм – это одно и то же: Социализм – это государственно-монополистический капитализм, в случае СССР – с феодальными пережитками, в виде доктринального классового (кастового) разделения, режима принудительной осёдлости (прописка), примитивности налоговых инструментов и легализации форм производственных и деловых структур, неоправданные ограничения на приобретение средств производства, излишне заградительная, т.е. не экспансионистская денежная политика, но самое главное – несправедливая система перераспределения результатов общественного труда.
Вспомним главное противоречие капитализма – общественный характер производства и частнокапиталистическое присвоение результатов труда.
Так вот, кризис социализма состоял в том, что общественному производству противостоял партийно-чиновничий способ перераспределения результатов.
Именно главное противоречие, которое в целом, не в частных деталях, эквивалентное противоречию капитализма, явилось центральным звеном разрушения социалистического государства.
Теперь, приравняв социализм к капитализму, вернёмся к существу вопроса – философии капитализма.
Следуя первой части статьи, укажем, что идеей капитализма можно назвать феноменальное развитие и широкое распространение обменного атрибута в человеческой популяции, который, перечёркивая стартовые границы, охватывающие лишь обмен в материальном мире, присоединил к нему мир абстрактных обменных объектов, также наделяемых ценностными характеристиками в сознании людей.
Инициационной искрой идеи капитализма стала широта интересов Homo sapiens, формируемая в социальной среде.
Аппликатором идеи стала высокая коммутативность и обучаемость индивидов, превышающая необходимость в уровне этих средств для удовлетворения сексуальных и гастрономических интересов.
Пассионарное развитие идеи капитализма, к стати, не прекратившееся до сих пор, поддерживается вовлечением всё новых и новых объектов обмена – «дров в котле рынка», абстрактно-материальных объектов, создаваемых человеческим разумом, и замещающих исходную природную материально-биологическую среду социума. К добру это, или худу, это уже другой вопрос.
Обращая внимание на негативные стороны развития капитализма, необходимо сказать, что главным злом является неограниченная законами природы человеческая жадность. Ограничения на жадность возникают там, где они могут сработать – а это именно в социуме, прежде всего, за счет контроля ресурсов популяции. А это права индивида, обязанности, системы ограничений распределений, лицензий и т.д.
Необходимая ремарка: вопрос контроля ресурсов бесконечно обостряется при достижении границы дозволенных ресурсов.
Что касается политической апологетики капитализма.
Перво-наперво: это не философия, в том смысле, что философия исключительности и эксклюзивности не есть настоящая, т.е. основательная философия. Это фетиш, подделка, обманная вывеска, решающая частную эгоистичную задачу, и не более того. Главное в такой задаче – найти оправдание и разрешение на неосновательное использование общественного и частного ресурса.