Вопрос как раз небанальный. У меня для вас есть простая (но неполная) аналогия - как вы выбираете хорошего врача? Чтобы выбрать врача, не нужно ничего понимать в медицине. Нужно:
- Иметь болячку.
- Иметь осознание, что вы не можете избавиться от этой болячки самостоятельно.
- Уметь оценить серьезность болячки в системе ваших ценностей.
- Знать места, где обитают врачи.
- Уметь говорить и слушать.
- Быть готовым выполнять процедуры, которые скажет врач.
В переводе на ситуацию с дизайном это выглядит так.
У вас должна быть осознанная проблема. Дизайнер не волшебник - это специалист, который придумывает новые решения для свежих проблем. Поэтому сначала, вам нужно критически рассмотреть проблему и понять, требует ли она нового решения. Возможно ее уже кто-то решал. Если проблема уже решалась (например, вы хотите скопировать какой-то готовый дизайн, использовать шаблон), то хороший дизайнер вам не нужен, нужен начинающий. Уже на этом этапе, если вам попадется потенциальный исполнитель, вы можете оценить его уровень. Хороший дизайнер тут же начнет выяснять в чем состоит ваша проблема. Не рассказывать про себя, а допытываться для чего вы его позвали.
Если вы поймете, что проблема раньше не решалась, то это еще не значит, что для ее решения нужен специалист. Это как с мнительными пациентами. Убедитесь, что у проблемы нет традиционного решения и что вы не можете ее решить сами. Очень плохой вариант - найти хорошего дизайнера (или врача) и потом говорить ему, как вы хотите, чтобы он вам сделал (или полечил). Дизайн так не работает. Вы должны прийти к дизайнеру с осознанием того, что вы сами проблему решить не можете и не будете даже пробовать. Сама ваша готовность к передаче лидерства дизайнеру сразу повышает ваши шансы найти хорошего. На этом шаге хорошего дизайнера можно отличить по тому. насколько неохотно он будет уступать позиции творческого лидера.
3.
Дальше вам нужно оценить масштаб проблемы лично для себя. Это нужно для того, чтобы ограничить границы поиска. Например, если вам не нравится нос, вы можете быть готовы потратиться на крем для кожи или решиться на пластическую операцию. С дизайном то же самое - вы должны для себя понимать ценность решения проблемы. Хорошие дизайнеры решают сложные проблемы с высокой ценностью. Скажем так - ваш шанс найти и нанять хорошего дизайнера напрямую зависит от того, насколько ценным вы сами считаете решение вашей проблемы. Тут должно быть очевидно, что хороший дизайнер в пределах направления стоит дороже, чем плохой. Да, вы можете попасть на дорогого неуча или на щедрого таланта, но системно хороший дизайнер всегда стоит дороже.
4.
Дальше вам нужно каким-то образом присоединиться к сообществам, где обитают нужные вам дизайнеры. С врачами проще. С дизайнерами сложнее. Зависит от того, какого дизайнера вы ищете. Инстаграм, Беханс, Дрибббл, сайты фрилансеров, социальные сети, профессиональные сообщества. Да, стоит смотреть портфолио. Обязательно портфолио работ с решением задач подобных вашей. Но нужно помнить, что дизайнер решает чужие проблемы и, если вам не нравится работа в портфолио - это вообще не значит, что дизайнер плохо справиться с вашей. В этом смысле гораздо показательнее работы дизайнера, которые он делает для себя. В них часто можно увидеть потенциал специалиста полностью. Поэтому спрашивайте, какая у дизайнера любимая работа/проект, как бы он сам сделал вот это и т.д. У хорошего дизайнера всегда есть некая "сверхцель", которую он старается решать во всех своих работах. Плохой дизайнер делает все подряд. Не стесняйтесь также спрашивать о рекомендациях. Разумеется, вам будут рекомендовать только удачные проекты, но все равно. Если ваша задача для вас реально ценна, поговорите с 1-2 прошлыми заказчиками потенциального дизайнера.
Я не устану повторять - хороший дизайнер всегда окупает собственную стоимость. Иногда в несколько раз. Поэтому основная идея - ищите самого лучшего дизайнера, которого только можете себе позволить. Начните со стоимости, но не останавливайтесь только на ней. Самое главное в поиске хорошего дизайнера - это максимально подробно рассказать о своей проблеме (да, как врачу). И дальше - внимание, важно - обращайте внимание на то, как потенциальный дизайнер будет реагировать на вас и на вашу проблему.
Хороший дизайнер не смотрит на вас только как на возможность заработать (не обязательно только в смысле денег). Хороший дизайнер точно так же как и вы будет выяснять что вы за человек. Поэтому вы можете определить хорошего дизайнера - буквально - по тому, интересуется он вами, вашими ценностями, качествами, предпочтениями или нет. Хороший дизайнер прекрасно понимает, что успех во многом зависит от человеческого контакта и этот контакт хороший дизайнер начнет сразу же искать.
Кроме этого, хороший дизайнер будет очень подробно расспрашивать вас про вашу проблему/задачу. Хороший дизайнер никогда априори не уверен, что он может все решить. Плохой дизайнер скорее сразу скажет, мол, ерунда, со всем справимся.
Еще раз - хороший дизайнер будет интересоваться вами и вашей проблемой. Плохой дизайнер будет рассказывать какой он хороший и как вам повезло.
6.
Но это не все. Хороший дизайнер может очень быстро превратиться в плохого, если вы будете к нему относиться как к роботу, управляемому голосом. Если вы хотите, чтобы хороший дизайнер остался хорошим, к его работе нужно относиться с уважением. Вспоминаем про врача. У каждого хорошего дизайнера будет сформулированная система работы (у плохого не будет). И хороший дизайнер будет настаивать на работе в этой системе (плохой не будет). Хороший дизайнер всегда, абсолютно всегда стремится к творческому лидерству и ему это лидерство нужно дать иначе он постепенно превратится в плохого. Если вы не можете передать творческое лидерство, значит вы что-то не доделали в п.2.
Это в целом все. Детали зависят от индустрии.