Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему некоторые критики называют роман «Мастер и Маргарита» романом с дурным вкусом, который рассчитан на невоспитанного читателя?

ЛитератураОтзывы+1
Konstantin You
  ·   · 61,1 K
Лучший
Кандидат философских наук, мои любимые темы:...  · 16 окт 2021
Из таких критиков наиболее заметен талантливый Дмитрий Быков, в своем цикле лекций по роману Булгакова он утверждает, что, несмотря на довольно высокий вкус шуток и сцен в других произведениях писателя, в "Мастере и Маргарите" планка некоторых шуток, особенно Бегемота из свиты Воланда, а также некоторых сцен - посредственная, рассчитанная на невоспитанного читателя.
К низкопробным сценам Быков относит также сцену полета голой Марго на щетке и сам Бал Сатаны.
Природа такой критики Булгакова достаточно ясна. Она связана с картиной мира, т.е. личными точками отсчета самого критика.
Роман Булгакова обширен в своих смыслах, что позволяет судить о нем из разных точек.
Точка зрения Быкова - и он сам это подчеркивает - политическая, с элементами неких констант в русской литературной традиции. В частности, полет Марго он связывает с одной из сцен романа Дмитрия Мережковского "Леонардо да Винчи".
Между тем никаких устоявшихся окончательно в литературоведении положений о последнем романе Булгакова нет.
Существуют не менее убедительные интерпретации романа, которые имеют достаточно аргументов для утверждений о высоком вкусе романа, и об отнесении сцен Бала, шуток свиты Духа зла, полета Марго как раз к действительно мирового уровня литературе, авторы которой, подобно Булгакову, стремились отобразить все этажи культуры, в том числе и нижние, сохранившиеся в фольклоре.
В частности, священник Георгий Кочетков считает роман Булгакова "одной из последних известных нам великих попыток построения целостной творческой антроподицеи", и романом, написанном в совершенно классическом понимании Промысла Божия и человеческой судьбы, соответственно, Князь Тьмы подан во всех своих многочисленных ипостасях, в том числе в образах скабрезно ерничающих чертенят из его свиты, как то представляли простые люди.
В свете этой позиции священика, действительно, было бы странно ожидать от Сатаны и Черта на его собственном Балу каких-то приличий. Бал - это Шабаш, высшая точка греха. И в более ранних редакциях Булгаков планировал изобразить довольно-таки сомнительные сцены на этом балу: например, голую пожилую ведьму, которая при свете свечей забавлялась с юным кавалером, который капал ей горячий воск на грудь...
Если мы обратимся к "Фаусту" Гете, то найдем там сцены и диалоги, которые указывают на особое, образно-исследовательское и возрождающее старые легенды и суеверия , отношение гениального немца к фольклору.
Когда Фауст с Мефистофелем летят на Брокенскую гору на ведьминский шабаш:
"На Брокен совершить подъем, Куда весь ад на шабаш стекся.... Там весь ваш цвет в разгаре пьянства..."
(а в этой сцене, кстати, присутствуют голые ведьмы, летящие на козле, на шесте или вилах и колдунья старуха Баубо, верхом на супоросной хрюшке), звучит, например, возглас ведьм:
"Втиранье ускоряет прыть, Рвань может парусом служить. Садись в корыто, и айда! Сегодня или никогда". (Заметим, что полет ведьмы у Булгакова также связан с втиранием некой мази).
Далее звучит очень фривольный, если не порнографический, диалог Мефистофеля со старою ведьмой, который более, чем неприличен, но от этого уровень гетевской драмы не снижается.
Булгаков, изображая Бал Сатаны, явно повторяет позицию Гете: мир зла, пороков, преступлений не может быть "высокого вкуса", как ни старайся его отчистить во имя пожеланий "чистой" и "воспитанной" части читателей.
Кроме Георгия Кочеткова с точки зрения мировых проблем, в том числе и религиозных, и фольклорных, а не узко-политических и ограниченных опытом русской литературы начала 20 века, как у Дмитрия Быкова, -роман Булгакова рассмотрен в интерпретации Яновской, Кандаурова, Зеркалова.
Особо выделю наиболее серьезный, на мой взгляд, подход к анализу булгаковских произведений - у Евгения Яблокова, чей труд "Художественный мир Михаила Булгакова" является на сегодняшний день самым сбалансированным и глубоким исследованием по Булгакову.
А планка шуток Быкова какова?? Ему бревно бы из глаза вынуть! По-моему, он просто завидует искрометному таланту... Читать дальше
Филолог, литературовед, преподаватель языков, поли...  · 18 окт 2021
Любой роман можно так обозвать. Задавать же этот вопрос надо критикам. Правда, если Вы их читали, то наверняка читали с аргументацией. От авторов ответа на Ваш вопрос вы ждете, что мы и критиков найдем и аргументацию и по... Читать далее
Мой телеграм-канал о литературе. Перейти на t.me/smertavtora
Самый лучший критик романа - это я, читатель
Навсегда ничего не бывает.  · 15 окт 2021
Некоторые - это какие? Я не знакома с такими критическими статьями. Назовите конкретные имена, пожалуйста. Могу предположить, что эти критики или жили ещё в эпоху "неразвитого социализма", когда о Булгакове лучше плохо, чем... Читать далее
Писатель; главный редактор сетев журнала...  · 17 окт 2021  ·
tuboltsevyury
В романе есть моменты корумпированной версии художественного идеала. Возникает большее обоснование в парадигмальном наследовании, чем в прогрессивных устремлениях. Преобладает элемент субъективного. Интерпретация вписывается в... Читать далее
С уважением, Юрий ТубольцевПерейти на vk.com/oforizmi
Элемент субъективного, его преобладание, наиболее интересно в любом произведении
Приверженец радикальной психологии. Психологически...  · 19 окт 2021
У каждого человека свое мнение обо всем. Просто нам с детства внушают определенное отношение к некоторым вещам, общественное мнение так сказать, но наступает возраст осознанности (не у всех) и переосмысливаешь многие вещи... Читать далее
Преподаватель вуза. Любимый писатель Набоков...  · 17 окт 2021
Возможно потому, что сами не создали ничего настоящего. Зависть - дурное качество, так же, как и дурной вкус подобных критиков. По этому поводу есть анекдот: критика спросили: как вы можете осуждать чужие произведения, если... Читать далее
Дело не в том, идет речь о курице или о писателе. Критик не тот, кто знает. Знать можно в сто раз больше и не быть... Читать дальше
Люблю читать книги, и все, кто меня знают...  · 18 окт 2021
Я думаю, дело здесь в том, что Булгаков показал большинство людей в их первозданном и низменном виде: злые, алчные, готовые на все ради собственной выгоды. В какой-то степени автор написал большую басню, басню для великовозраст... Читать далее
Что-то этот первозданный вид задержался на нашем горизонте...
история культура  · 22 окт 2021
(это надо у них спросить) Имена этих критиков - в студию! иначе голословно. если только эти критики - не комментаторы дзена. тогда понятно. А лучше - читайте сами и составьте собственное мнение. "Рукописи не горят!" - вряд ли... Читать далее
Это не национальная идея России, это капитализм. Национальная идея России - справедливость, но кое-кому надо... Читать дальше
Работаю дизайнером интерьера более 15 лет. Мои...  · 17 окт 2021  · interior-buresh.ru
Отвечает
Людмила
Некоторые критики имеют свой, сугубо индивидуальный вкус, также как и все остальные люди, и не стоит полагаться на "некоторые" критические замечания. Гораздо важнее всемирное признание не только российскими читателями.
Людмила, Дизайнер интерьераПерейти на interior-buresh.ru
Психология, кулинария, собаковод с большим...  · 16 окт 2021
Так раньше его вообще власти в советские времена запрещали печатать, усматривали в нем антисоветские высказывания и высмеивание власти, да и другие произведения Булгакова нежаловали , тч какой это дурной тон?! Страну... Читать далее
При этом Сталин много раз смотрел пьесу" Дни Турбиных". Почему? Вроде, садомазохизмом не страдал. Даже звонил ему... Читать дальше