Это большое заблуждение - считать, что "Повесть временных лет" послужила основой норманской теории. Заблуждение, искусственно поддерживаемое самими норманистами среди публики, которой неинтересно или просто лень читать эту летопись самостоятельно.
На самом деле теория норманизма была рождена в 1615 году, когда из-под пера посланника шведских королей в Россию Петра Петрея де-Эрлезунда вышла "Московская хроника", в которой он достаточно вольно обошёлся с речью архимандрита Киприана, главы новгородского посольства в Выборг, приписав ему слова: "Новгородская область, до покорения её московским государем, имела своих собственных великих князей, которые и правили ею; между ними был один тоже шведского происхождения, по имени Рюрик".
Совсем иначе эта речь выглядит в передаче секретаря герцога Карла-Филиппа - одного из претендентов на московский трон, Даниэля Юрта де-Гульфреда: "Как то явствует из старинных летописей, имели новгородские господа испокон у себя своего великого князя. И что с самого начала никаких дел с московскими господами не имели. И ещё [Киприан] оповестил о том, что последний из их великих князей был из Римской империи по имени Родорикус".
Лично у меня больше доверия вызывает вариант Даниэля Юрта. Он практически повторяет официальную версию, поддерживаемую московским правительством, о происхождении родоначальника правившей на Руси династии от некоего Пруса, брата римского императора Августа. Версию фальшивую, но иной на Руси давно уже не знали. Ещё Сигизмунд фон Герберштейн, в качестве посла эрцгерцога Австрии Фердинанда проведший в России 9 месяцев 1526 года, отмечал: "про варягов никто не мог сообщить мне ничего определённого, помимо их имени". А тут проходит ещё сотня лет и Киприан ни с того, ни с сего якобы делает "открытие" о шведском происхождении Рюрика...
В 1671 году шведский историк Юхан Видекинд, то ли по незнанию записей Даниэля Юрта, то ли исключительно в политических целях, включил в свою "Историю десятилетней шведско-русской войны" вариант, сочинённый Петром Петреем. В следующем веке за "речь Киприана" ухватились немецкие учёные, приглашённые в Санкт-Петербург для организации Российской академии наук, и теория норманизма начала официальную жизнь. С тех пор между понятиями "варяги" и шведы (в расширенном понимании - все скандинавские народы вообще) ставится знак равенства.
Но что же написано в ПВЛ на самом деле? Вот что сообщает знаменитое предание о призвании варягов: "И идоша за море къ варягомъ, к руси. Сице бо ся зваху тьи варязи русь, яко се друзии зовутся свие (шведы - Н.П.), друзии же урмане (норвежцы -Н.П.), анъгляне (датчане - Н.П.), друзии гъте (готландцы - Н.П.), тако и си". То есть само предание о призвании Рюрика с братьями, якобы приведшими с собой в Новгород "всю русь", ясно утверждает об отличии руси не только от свеев-шведов, но и от всех прочих скандинавских народов. Но это далеко не самое интересное в летописи.
В недатированной своей части ПВЛ содержит рассказ о разделе стран и народов между сыновьями Ноя. "В Афетове же части", - сообщает летописец, - "седять русь, чюдь и вси языци...Ляхове же и пруси, чюдь преседять к морю Варяжскому. По сему же морю седять варязи семо ко въстоку до предела Симова, по тому же морю седять къ западу до земле Агнянски и до Волошски. Афетово бо и то колено: варязи, свеи, урмане, готе, русь, агняне, галичане, волъхва...и прочии". На карте мира, описываемого в летописи, проявляется не только русь, отличная от всех скандинавов, но и совершенно самостоятельный народ варягов!
Как после этого возможно говорить о том, что основой норманской теории послужила ПВЛ? Скорее, следует говорить о том, что норманская теория в корне противоречит летописи!