Возможны варианты.
- У меня нет цели/необходимости приходить к какому-то общему решению. Значит, я в ситуации обмена мнениями. Буду внимательно слушать, задавать вопросы (не спорить, где не согласна, а именно задавать вопросы), чтобы лучше понять ход мысли человека, его видение темы (например, не "да нет же, люди произошли от обезьяны, ещё Дарвин обосновал эту теорию тогда-то", а "а что Вы думаете по поводу теории Дарвина?").
Что помогает: эмпатия, активное слушание, уважение к личности собеседника и его мнению (если у человека мнение отличается от моего, он не станет от этого хуже, у него просто другое мнение, и это мнение, как и моё, имеет право быть и выражаться), интерес и любознательность (мне интересны люди в принципе и то, как по-разному мы смотрим на мир)
- У меня есть цель/необходимость приходить к какому-то общему решению. Значит, я в ситуации согласования важных моментов. Буду так же внимательно слушать, задавать вопросы, чтобы лучше понять ход мысли человека, его видение темы. Далее по ситуации:
- в словах собеседника есть рациональное зерно - соглашусь;
- в словах собеседника есть отдельные стоящие моменты, с ними соглашусь, по остальным продолжу дискуссию;
- совершенно не согласна с собеседником, тактично обосную свою точку зрения (не "да это полная чушь! Тут чёрным по белому написано", а "я поняла, что Вы имеете в виду, однако здесь речь о том-то.. " или "это было бы здорово, однако, это невозможно технически, потому что.. ")
Что помогает: всё то же, что в п. 1, плюс критическая оценка и своего, и чужого мнения, навыки контраргументирования, логическое мышление, стрессоустойчивость и доброжелательность.
- У меня есть ответственность и обязательства. Значит, я нахожусь в ситуации "при исполнении". Буду слушать внимательно и ставить перед фактом " Я всё понимаю, но помочь ничем не могу, таковы требования правил безопасности и я несу ответственность за их соблюдение" и/или перенаправлять к тому, кто может влиять на ситуацию и принимать решения
Что помогает: всё то же, что в п. 1, плюс понимание границ своей компетенции, степени своей ответствнности, искренность и доброжелательность