Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Насколько бы изменилась Российская империя с 1861 года, если бы манифест об отмене крепостного права был бы не только на бумаге?

ИсторияДомашние задания
Anastasiya Panova
  ·   · 20,3 K
Юрист. Пишу статьи и книги по правовым и политичес...  · 26 сент 2021
С чего вы решили, что отмена крепостного права была "только на бумаге"? В том-то и дело, что она была реальной. Другое дело, что это был компромисс. Поэтому недовольны были все. Поэтому Александра Второго и убили. За то, что "обманул народ", за то, что "прижал помещиков", за то, что "нарушил экономические связи и страна не развивалась", - короче, за то, что "всё развалил". Мы и сейчас такое слышим, только в отношении реформ Горбачёва и Ельцина.
Любой правитель опирается на реальную силу (народ к ней, к сожалению или к счастью, не относится). Реальная сила - это либо силовики (армия, полиция), либо денежные мешки (олигархи, крупное дворянство, помещики). Не будешь опираться - будет дворцовый переворот и тебя свергнут. Чтобы понять, насколько велика эта угроза, - изучайте историю России.
Нынешний президент (Путин) опирается по большей части на олигархов. Это позволяет ему до сих пор всеми путями делать разного рода обнулы.
Александр Второй тоже мог бы действовать, скажем, как его сын, Александр Третий, - закрутить гайки и спокойно плыть. И экономика бы, вероятно, при Александре Втором вполне развивалась, как это было при Александре Третьем, и волнений было бы меньше. Но Александр Второй сознательно решил поступить по-другому и начать делать то, что давно назрело. В своё время так же поступил Горбачёв. Да и Ельцин отчасти. В итоге на сегодняшний день этим правителям создали в основном отрицательный имидж с комментарием, что они "всё развалили". Это удел реформаторов.
Что касается собственно отмены крепостного права, то:
  • освободили крестьян (факт);
  • дали им землю (хотя меньше, чем им бы хотелось);
  • получаемая земля была не бесплатной, её нужно было выкупать по централизованной цене, которую, опять же, сочли компромиссной.
А как можно было сделать иначе? Просто отнять у помещиков всю или почти всю землю и бесплатно раздать крестьянам? Допустим, крестьяне бы обрадовались. А помещики, дворяне (те самые денежные мешки)? Вот вам и дворцовый переворот. Сместили бы Александра, как Петра Третьего, за его действия, да и всё. А что дальше? "Народ" бы к власти пришёл? Да как бы не так. Начались бы смута, экономический спад (настоящий). В лучшем случае, посадили бы на трон нового товарища, приемлемого для дворянства.
Не мог Александр Второй на это пойти, он же не полный дурак.
Думаю, в общем и целом он всё делал правильно. Рассчитывал, что болезненные реформы пройдут постепенно, медленно, за много лет и десятилетий, но без социального взрыва. В принципе, так оно и шло. Но не хватило. В 1917-м году страна слетела с катушек. К сожалению.
В действительности, манифест 1861года, был практически принят, но всё же остался как бы на "бумаге ",так как... Читать дальше
Выпускник исторического факультета, писатель. Из...  · 24 окт 2021
Я сам люблю думать на тему "а что если?" Однако в ситуации 1861 года какой-то иной реформы, чем та что была проведена, быть не могло. Почему? Да потому, что права голоса в реформе у крестьян не было. А значит она воплощалась в... Читать далее
А было бы что-то типа "освобождения" негров в США. Кстати, в отличие от России их хотели выслать назад в Африку.
Образование высшее. Люблю жизнь и все, что с ней...  · 29 сент 2021
ВЫ знаете она изменилась. И всего лишь с замечанием ВИЛа «Вот черта русского характера: когда ни одно дело до конца не доведено, он всё же, не будучи подтягиваем из всех сил, сейчас же распускается. Надо бороться беспощаднейшим... Читать далее
ВИЛ: посадите кого-нибудь в тюрьму за бюрократию., а иначе ей-ей ни черта толку не будет. .. .при том людском... Читать дальше
Научные заметки о жизни: zen.yandex.ru/id/5c434983...  · 14 дек 2021
Манифест об отмене крепостного права и был не только на бумаге. Другое дело, что реформа не могла быть крестьянской - с раздачей земли. И не могла быть помещичьей - без раздачи земли. Она была бюрократической, чиновничьей. С ком... Читать далее
Историк-религиовед, преподаватель истории и общест...  · 29 сент 2021
Россия всегда развивалась иначе (так исторически сложилось), но в какой-то момент она начала следовать по стопам Европы, у которой был иной путь. По ходу дела, выяснилось, что все европейские "штучки" вводились несистемно. В... Читать далее
Что это за списки нежелательных организаций, которые придумали в России? Есть ли еще такие списки в других... Читать дальше
По специальности я историк, по призванию -...  · 25 сент 2021
Начнём с того, что манифест 1861 года действвительно отменял личную зависимость крепостных крестьян. Но царское правительство отменило крепостное право в интересах не крестьян, а помещиков. Как сказал сам Александр 2,"Лучше... Читать далее
1 эксперт согласен
Здравствуй, советская школа! Помню. :)
Филолог, переводчик, любитель истории и культурове...  · 27 сент 2021
1. Вопрос задан некорректно. Он предполагает, что реформа 1861 года была только на бумаге. Между тем, реформа 60х годов изменила полностью все общество России, обеспечив вторые после США темпы экономического развития в истории... Читать далее
Хотел в начале прочтения этого комментария "минуснуть" , но почитав дальше изменил своё мнение. Вы правы.
История, социальная философия, география...  · 28 сент 2021
Лучше всего для России, если бы этот документ остался лишь бумагой в архивах. "Освобождение крестьян" запрограммировало социально-экономическую отсталость и неизбежно вело к революции 1905 года. Если искать аналоги, то реформа... Читать далее
без реформы россия бы так и продолжала отставать
и в конце концов революция
Первый
Философия,логика,интеллектуализм, логико-понятийны...  · 26 сент 2021
Манифест 1861 г. переводил крестьян из рабской зависимости в феодальную (пусть и временно-обязанную) зависимость т.е приклеплял их к земле, а не к помещику. За это на крестьян еще и накладывались компенсационные выплаты. Лучшей... Читать далее
1. Рабство и крепостная зависимость это разные вещи. Раб это собственность хозяина. Крепостной это право владения... Читать дальше
инженер по эксплуатации военно - инженерной...  · 26 окт 2021
Вопрос не совсем понятен; если автор вопроса, подразумевает что "на бумаге": - это то, что крестьян освободили без земли? Тогда ответ; с какого это перепугу, дворяне, предки которых, как они считают "пролитой за царя и... Читать далее
1 эксперт согласен