Язычество - это не только вера в разных богов, это еще и соблюдение определенных обрядов и кодекс поведения в обществе. Что такое "язык" в понимании наших предков? Это народ с его обычаями и традициями, то есть язычество - это вера, которая учит, как жить в гармонии с обществом и природой. Язычество не признавало насилия и отвергала рабство. И даже то, куда попадешь ты в ад или в рай решали твои потомки. Если человек жил в гармонии с природой, соблюдал все заповеди, то после смерти его тело сжигали, и дым поднимался вверх, к острову Верис, который находился между небом и землей. От названия острова пошло слово "вера". Если человек делал другим пакости, чем оставил о себе недобрую память - то после смерти его тело закапывали в землю, поближе к Пеку - богу подземного царства. А чтоб умерший не вылез из под земли его прибивали к земле колом осиновым. От слова кол пошло "колдун". У язычников все мы сыны божьи: отец наш Род и мать наша Лада. Язычество более склонено к матриархату - природа матушка, батюшка кто? А кто его знает
Вот так и жили наши предки до девятого века, пока князем на Руси не стал Владимир. Давайте просто попробуем нарисовать его психологический портрет: сын ключницы добившийся власти. Это, поверьте мне, гремучая смесь, униженный и бесправный получивший власть. Нет ничего страшнее раба дорвавшегося до власти или бедняка, получившего доступ к богатствам. Я не берусь осуждать Владимира, но судя по тому, что ему приписывают изнасилование Рогнеды такой человек не имеет моральных принципов ни грамма благородства в поступках, глухота к бедам таких же как ты, собственное "Я" на первом месте.
Но давайте посмотрим на Владимира, как на правителя, как на управленца. А управленец он был хороший, сломать старую веру, согнуть под себя Русь и при этом умереть своей смертью - тут надо обладать недюжим умом и хорошим знанием психологии. Хотя и не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понимать, что тот, кто с тобой делит власть - это мина замедленного действия у тебя под боком. А власть на Руси в ту пору делилась на троих: князь, бояре, ведуны.
Бояре - ( от слова бо ярый, Ярило - бог солнца, то есть боярин - как солнце) каждый имел свою вотчину, с которой платил дань князю. Именно бояре имели право голоса на вече. Тогда все решал не один человек, а совет, который назывался вече. Представителей народа называли человеки - от славянского считать по лбам ( чело - лоб). Вот и было: ты или людь - то есть без права голоса на народном собрании, или ты человече - то есть ты имеешь право голоса. Так вот, бояре - это человеки, остальные - люди.
Князь - ( от слов кон аз, коном наши предки называли законность, аз - значило я, то есть я - закон, точнее закон - это я) то есть издавал законы и контролировал их выполнение. В отличие от боярской думы мог казнить и миловать, регулировал порядок в стране. Пря поддержания порядка он, на ту подать(налоги) что платили ему бояре содержал дружину, в задачу которой входило подавление возможного бунта в любой из боярских вотчин и защита границ княжества. Боярину было выгоднее платить подать, чем содержать собственную дружину.
ведуны - ( от слова "веды", учения о том как надо жить язычникам) посредники между богами на острове Верис и землей. Они трактуют те знаки, которые посылают нам боги, озвучивают их волю, совершают жертвоприношения. В их руках сосредоточена огромная власть, которая способна конкурировать с княжеской. Несколько ведунов способны поднять на бунт против князя целый город, то есть те товарищи, с которыми ссориться - себе дороже, с ними постоянно надо мириться и слегка заигрывать.
И если с боярами можно договориться, пойдя им на уступки тут, но при этом надавить в другом месте. Как результат, боярская дума жила в полном согласии с Владимиром, и на власть княжескую не претендовала. Другое дело ведуны, которые составляли реальную угрозу единоличной власти князя и которых нельзя усмирить. А попробуй, они сразу любое явление будут трактовать, как то, что боги не хотят видеть Владимира князем, и тут пиши пропало. Стоит сюда добавить, что ведуны относились к Владимиру без особого уважения: его мать не знатного рода.
Мне кажется, что жажда единоличной власти это одна из причин, по которой Владимир замахнулся на веру предков. Трудно сказать, почему князь остановился на христианстве ( тогда еще не было православия и католичества), но возможно одна из причин была в том, что в язычестве отсутствуют такие слова, как "раб" или "господин", а вот в библии пожалуйста. Язычество не давало Владимиру единолично принимать решения, христианство разрешало. Поэтому европейцы давно использовали христианскую веру для удержания власти. Удобно: тебя бьют, а ты терпи, у тебя нет ничего, а ты возрадуйся, мстить нельзя, за тебя это сделает бог, а ты работай и главное плати подать - удобная вера для власть имущих.
Принося православие на Русь Владимир убивал сразу нескольких зайцев: первое, отстранял от власти ведунов, как конкурентов на власть, второе, становился на одну ступень с Европой и третье, как бы узаканивал террор своего же народа, ведь теперь рай или ад определял не народ а бог. Но плюсы здесь тоже были, теперь Владимир мог починять себе мечом славянские племена, тем самым расширив территорию Киевской Руси, которая состояла тогда из двух княжеств - Полянского и Росского и Киев был городом поляничей. Теперь можно было присоединить все славянские племена еще не вошедшие в состав Руси. Но с приходом православия на Русь Владимир сталкивался с двумя большими проблемами, которые требовали немедленного решения: как не попасть под власть римского папы и заставить народ принять новую веру. Пожалуй вторая проблема была похлещще первой.
Владимир прекрасно решил первую проблему, тогда между византийской и римской церковью шли серьезные разногласия, спустя полвека они разделятся на католичество и православие. Но пока нет разделения и есть одна вера. Византийская или греческая церковь подчинены патриарху, а римская папе. В отличие от римской церкви патриарх стоит на ступень ниже правителя, то есть правитель не зависем от патриарха. В риской церкви папа может наложить анафему(отлучение от церкви) даже на правителя государства. Поэтому Владимир становится на сторону греческой ветви православия. Позже добивается того, что на Руси появляется отдельный патриархат, подчинённый киевскому князю. То есть владыку церкви определяет сам Князь, что дает ему в руки мощный рычаг давления на церковь.
Но вот вторая проблема при Владимире так и осталась нерешенной. Согласитесь, что поменять веру, которая существовала уже более тысячи лет сразу с наскока вряд-ли получится. И силой ее тоже не насадишь, приказать верить людям в Иисуса едва ли выйдет, тут надо желание самих людей. Тут надо, чтобы народ сам воспринял новую веру которая должна быть лучше старой, то есть давать человеку то, что не давало язычество.