Образование - это палка, имеющая два конца.
Образование не возникает и не может возникнуть просто так, со скажем, небезызвестного "бухты-барахты", образование всегда следствие настоятельной жёсткой необходимости в образованных людях, а совершенно не некий, не знаю, ничем не обоснованный "посыл в будущее", потому что если у образованных людей не будет возможности примениться в качестве такового, то они могут стать и не самыми счастливыми, а то и самыми несчастными. То есть образование, как некое доброхотство, не имеющее связи с днём сегодняшним, может и злом обернуться.
Это если не говорить о том, кто по мнению доброхотов, утверждающих, что образование хорошо в любом случае, должен оплачивать сей праздник жизни? Государство? Если ему не нужны грамотеи в огромных количествах то зачем средства то тратить? Класс крупного капитала? Так когда ему необходимо он это и делал и делает и как раз в необходимых объёмах: это и горные училища в Российской империи и курсы грамотности для женщин во Франции, когда их потребовалось поставить к ткацким станкам (вы же не думаете, что это суфражистки "накричали"? Нет! Отнюдь! Их мнение никого из серьёзных людей не интересовало тогда и их мнение никого не волнует сегодня, просто тогда, в первой половине 19 века в Европе, после эпохи наполеоновских войн и революций, когда, напомню, во Франции вовсе не осталось мужчин в возрастном интервале от 16 до 60, потребовались рабочие руки - и это все объяснения "победы суфражисток"! По сути, они своими воплями просто сыграли на руку крупному капиталу).
Аналогично в СССР 30-х, когда государству для целей Индустриализации срочно потребовались грамотные люди, чтобы поставить их к станкам и именно эта необходимость, а вовсе не некие туманные идеалы явились причиной и борьбы с безграмотностью и системы "всеобуча".
А это всё: де сегодня наготовим много-много грамотных, а потом …, когда-нибудь оно "выстрелит" - шутка, потому что человек смертен и до 20 века жил и вовсе, в среднем до 32-35, потому и не было ни у кого задачи "наобучать впрок".
Автор вопроса, скажем, путает благие намерения, которые как водится, мостят дорожку подальше от добрых итогов и жёсткую необходимость, когда при системе наследования "майорат" в Европе, наследовал лишь старший сын, а прочие не получали ничего и были вынуждены заботиться о себе самостоятельно и вот именно они, получив от родителей неплохое образование уходили в армию на завоевания, где становились богатыми, потому что увидев врага не думали, а атаковали - им некуда было возвращаться бедными, они же занимались научными изысканиями, погибая от малярии и в кораблекрушениях и они же на свой страх и риск открывали собственные фабрики с применением паровых двигателей.
Так было, а не "наобучали много-много и стало здорово".