Центр Вознесенского – динамичная арт-площадка, посвященная новейшей российской культуре. Мы стремимся стать культурной институцией, нацеленной на текстоцентричность. Центр объединяет современных авторов и знаковые имена российского искусства, литературу ХХ века и новые тексты, концептуальные проекты и интерактивные выставки-инсталляции.
Мы обратились к нашим кураторам, чтобы узнать как текст раскрывается в каждом из тематических направлений Центра.
Это термин, который вкладывается в программу развития Центра Вознесенского. Здесь есть два пункта.
Первый пункт. Мы понимаем текст как нечто материальное. Как то, что было кем-то когда-то написано. Для понимания культуры, эпохи, автора и прочих вопросов, которые стояли и стоят перед человечеством, мы обращаемся к тексту, как к медиуму, который прямым или косвенным образом транслирует знание. Текст для нас – первостепенный медиум, когда мы рассуждаем о культуре.
Есть другое представление о тексте, которое связано с философией постмодернизма, в первую очередь, с Жаком Деррида. Согласно Деррида, текстом является всё. Даже стол или стул, какие-то нелингвистические, довербальные опыты связаны так или иначе с текстом. Стул – это не внезапно появившаяся вещь, стул несет в себе свой собственный смысл – то, на чем можно посидеть. А этот смысл текстогеничен и фактически был кем-то для нас проговорен. То есть, наше восприятие реальности опосредовано текстом. Это, конечно, расширенное понимание, в рамках которого всякий опыт возможно свести к тексту. У каждого опыта есть невидимая текстологическая основа, к которой художник/исследователь/поэт обращается в своей практике.
Нас также интересуют имманентные текстологические вопросы. Деррида указывал на то, что всякий текст автореферентнен, то есть отсылает сам к себе. Поэтому нас конечно же интересуют вопросы внутреннего строения текста. На каких основаниях текст может состояться? Какие методологии существуют для создания текста и как они эволюционируют? Мы говорим о поэзии, публицистике, нон-фикшн, мемуарах, о постах в соцсетях, о мемах и языках программирования. Даже особые формы мычания могут быть выражены в виде текста. Например, как в экспериментах поэтессы Ры Никоновой, с наследием которой мы сейчас работаем.
Есть такое мнение, что сейчас мы живем в эпоху, которая прощается с текстом, во всяком случае, с его центральным местом в культуре. Все больше коммуникацию опосредует визуальное – эмодзи, интерфейсы, телесность. «Традиционный текст» уходит из авангарда культуры. Нам, конечно, важно понимать причины этого процесса и искать основания для будущего поэтического/литературного авангарда.