Обсуждение возможно: на стадии формирования, на стадии до начала реализации, когда стратегия определена и разработан план, и на стадии реализации выработанной стратегии развития бизнеса.
Если Вы на стадии формирования стратегии пригласили профессионального бизнес-аналитика, то, схематично, он обязан провести интервью со всеми руководителями бизнес подразделений вашей компании, определить текущее и желаемое место Вашей компании в рынке, а также возможные и желаемые перспективы, исходя из текущих и возможных ресурсов и за несколько недель прописать план-график мероприятий, для достижения заданной цели весом в пару килограмм.
Повторим: с чего начинается исследование бизнес-аналитика? С потребностей бизнес-процессов, проблем и мнений топов и менеджеров среднего звена. А это и есть обсуждение с сотрудниками стратегии развития бизнеса в том числе. Если вы решили это делать самостоятельно, то методы и подходы не меняются.
Из личного опыта и реализованных моих рекомендаций могу сказать следующее. Бывает ничего интересного, а были неожиданные идеи и чужой опыт в конкретном рынке, которые становились основой того или иного бизнес- решения. Причем, после дня, когда вы задали тему размышлений и обсуждений, заходят инициативные сотрудники с потребностью обсудить выжимку. Было, что проявлялась невозможность выполнения части плана, без каких то радикальных мероприятий, по устранению препятствий развитию бизнеса, что также должно быть предусмотрено, а не возникать "из ниоткуда". В иных случаях менялся план.
На стадии "до начала реализации" обсуждение с коллективом необходимо, причем заблаговременно. Ваши действия должны быть последовательными и уверенными, что означает наличие готовых заранее разработанных алгоритмов решения возникших вопросов, препятствий, проблем в заранее разработанной стратегии. Весь руководящий состав должен четко понимать поставленные задачи и цели, включая промежуточные в горизонте на 2-5 лет. Чем шире и выше ответственность, тем больше горизонт.
Недопонимание топ-менеджментом и персоналом направления развития предприятия, влечет за собой затягивание реализации принятых решений. Вы узнаете о недоумевании персонала: «Что за глупости и не нужности?» А с потерей времени вы теряете рынок, выбиваетесь из графика, нарушаете выстроенную заранее систему маркетинга. А отсутствие стратегии способствует лишним «движениям» и не нужным мероприятиям. В итоге выстроенная вами стратегия бесполезно лежит у вас в голове, либо на столе.
На стадии реализации выработанной стратегии также категорически противопоказано не обсуждать ближайшие перспективы и выполнение построенного стратегический плана развития бизнеса. т.к. вы не видите истинных причин расхождения плана с фактом.
Однако, не стоит обсуждать всю стратегию в целом с одним специалистом, если он не руководитель проекта. Ведь нет смысла обсуждать с PR менеджером способы увеличения производства в деталях, а с техническим директором методики расширения рынка продаж и т.п. Важно повышать профессионализм каждого. Обязательно должны быть «сюрпризы», т.е. закрытая часть стратегии, дающая полноту реализации плана. Например, построенная на личных связях.
К слову скажу, что в настоящее время, все больше компаний успешно пользуются стратегическим консалтингом. Причем срок окупаемости данных затрат фиксируется в плане-графике мероприятий стратегического планирования, бизнес-плане.
И не стоит забывать, что бизнес - это живой организм, каждая клетка должна полноценно участвовать в соответствии со своим назначением.