Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Существуют ли планеты, которые вращаются вокруг материнской звезды не горизонтально, а вертикально?

Т.е которые вращаются сверху вниз
ФизикаАстрономия+3
Andrey Nasenkov
  ·   · 8,0 K
Инженер-строитель, Кондитер, Астроном-любитель и...  · 11 нояб 2021
Добрый день!
Можно покритиковать формулировку вопроса, но в целом, он вполне понятен. Вас интересует возможность появления планеты, вращающейся перпендикулярно плоскости остальных планет рассматриваемой системы.
Что же, давайте порассуждаем на эту тему...
Планеты изученных систем (Солнечная - в первую очередь) вращаются по основным принципам:
  1. Направление вращения планет вокруг Звезды совпадает с направлением вращения Звезды вокруг собственной оси;
  2. Притяжение и Гравитация: между ними есть разница, потому что Гравитационное воздействие Объекта (Гравитация) связано с его вращением относительно собственной оси. Так вот, именно приливные силы от Гравитации заставляют планеты выстаиваться практически в одну плоскость относительно вращающейся звезды.
Появление планеты на постоянной эллиптической орбите вокруг Солнца, и при этом орбита будет соответствовать орбите, скажем, Юпитера, и перпендикулярна плоскости остальных орбит, вряд ли возможно. Гравитационное воздействие Солнца заставит такую орбиту сместиться в плоскость других орбит, как это было изначально для формирующейся Солнечной системы.
В некоторых ответах на Ваш вопрос упомянуты орбиты комет, которые могут быть перпендикулярны плоскости вращения остальных планет. Да, это так. Но эти объекты не испытывают длительного гравитационного воздействия от Солнца, как наши планеты и их орбиты очень вытянутые. Как правило, смещение кометы из области Оорта или Койпера связано либо с их столкновением, либо с внешним воздействием. Кометы живут, по разным оценкам, до нескольких десятков сближений с Солнцем, и потом разрушаются. Их орбиты просто не успевают скорректироваться так же, как орбиты планет.
Вообще-то Ваш вопрос относится к задачам компьютерного моделирования для конкретной звездной системы. Возможно, существуют такие комбинации гравитационных воздействий, которые обеспечат "эффект вертикальности" на какое-то время.
Надеюсь, мой ответ помог Вашему любопытству.
Хорошего дня!
А как именно вращение объекта вокруг своей оси влияет на гравитационные силы?
@Алексей Зотов,
Добрый день!
Скажу честно, что я не разбираюсь в тонкостях расчетов приливных сил так, чтобы ответить на ваш вопрос с глубины расчетных моделей, которыми занимаются целые научные группы.
Но в обобщенных чертах и в грубых приближениях могу дать пояснения.
Давайте установим, что Притяжение и Гравитация все-таки различаются. Когда мы говорим о Притяжении, мы имеет ввиду закон Ньютона из следующих множителей:
1. Гравитационная постоянная, массы двух объектов;
2. И делитель в виде квадрата расстояния между центрами масс.
Казалось бы, чем же Гравитация отличается от Притяжения, особенно когда в формуле Притяжения фигурирует Гравитационная постоянная? Согласен, это странное "приближение", которая школьная физика не рассматривает. А истинная природа вещей куда сложнее.
В общем случае, Гравитация равна Притяжению, то есть эти понятия идентичны. Но когда мы начинаем вращать тела вокруг своих осей, порядок их взаимодействия меняется и чтобы его проиллюстрировать, давайте обратимся к такому грубому сравнению:
Представьте себе сферу, закрепленную на вращающейся платформе, которую вы начинаете вращать. Вокруг сферы начинается движение воздуха, увлекающее за собой объекты. Теперь важно отнестись к движущемуся воздуху как к силе притяжения, которая искривляется при вращении тела. Аналогия так себе, но ничего лучшего не придумывается. Так вот, искривленные за счет вращения линии притяжения - и есть Гравитация.
Еще раз оговорюсь для критиков, которые сейчас ухватятся за идею воздуха вокруг вращающейся сферы, и вспомнят Магнуса и еще ускорение Кориолиса и прочее и прочее и на этом фоне будут расписывать неграмотность "аффтора"... - сравнение дано только в попытке иллюстрирования разницы между Гравитацией и Притяжением и никакой прямой связи с моделированием в физике не имеет.
Хорошего дня!
каким образом гравитация центрального тела плоскость повернет? гравитация всех остальных - это другое дело
@Вадим Романский, Добрый день!
Как я оговорил в ответе, если период вращения кометы был бы сравним с планетарным периодом, скажем Юпитера, и комета не разрушалась бы под нагревом Солнца, то вполне возможно, поскольку приливные силы на "экваторе" Солнца выше, чем на его полюсах, постепенное изменение орбиты кометы привело бы ее в "горизонтальную плоскость". Но для того, чтобы убедиться в правильности этой мысли, нужно хотя бы провести соответствующее компьютерное моделирование, к которому у меня доступа нет.
Хорошего дня!
Ваши принципы, я бы сказал, не совсем правильные. А точнее, совсем неправильные. Некоторые планеты вращаются не так. А гравитация в ньютоновском приближении от вращения планеты вокруг своей оси вообще не зависит. Плоскость эклиптики определена начальным моментом импульса облака из которого формировалась солнечная система.
@Виктор Пряничников, Добрый день! Про плоскость эклиптики и ее формирования у меня было написано . Здесь Вы ничего нового не добавили. Про неправильность моих суждений - тоже странное замечание, но если Вы подумаете внимательно, то измените свою точку зрения, возможно...
Хорошего дня!
В космосе нет верха или низа!
@Victor Nikolaev, Добрый день! А разве кто-то утверждает в моем ответе, что в космосе есть верх и низ?
Поясните, пожалуйста, к чему вы изложили свой комментарий?
Хорошего дня!
После 5 стакана всё вертится вертикально
Какое отношение приливные силы имеют к формированию орбиты?
Комментарий был удалён за нарушение правил
@Борис Шаховнин,
Добрый день!
Разумеется, не обладает. :) внимательно прочитайте мои уточнения, многое станет ясным. Потому что я уточнял о взаимной перпендикулярности уже вращающихся объектов.
Хорошего дня!
Комментарий был удалён за нарушение правил
@Шура Клоков, Добрый день!
Общий механизм описан в ответах чуть выше. Он весьма угрубленный и спорный, но все-таки описывает это явление.
Орбита Меркурия и в самом деле имеет склонение от идеальной геометрической плоскости, как и орбиты всех остальных планет. Строго говоря, нет ни одной орбиты в идеальной плоскости в Солнечной системе. А почему? Потому что орбиты корректируются в зависимости от как минимум следующих факторов:
- взаимное влияние других планет;
- неравномерные приливные силы от Солнца;
- гравитационные воздействия извне (хотя для нашей Солнечной системы это большая редкость);
- иные факторы;
Поэтому все наблюдаемые нами за последние 200 лет и измеряемые величины геометрии орбит меняются даже в пределах этих 200 лет. И связаны эти изменения и с несовершенстом наших измерений и с растянутыми во времени изменениями из-за гравитационного взаимодействия. Вселенная и наша Солнечная система находятся в состоянии постоянной деформации. И если бы Солнце было идеальной сферой, с идеальным распределением массы и энергии внутри этой сферы, то и оно вращалось бы с идеальной равномерной скоростью и ее влияние на спутники было бы идеально равномерным. К счастью, это не так.
Тоже самое можно сказать и об орбитах всех остальных спутников Солнца, в том числе и крупных астероидов.
Хорошего дня!
Википедист (автор, редактор) с 2008. Интересы...  · 3 мая 2022
Такое теоретически возможно, но крайне маловероятно. Потому что при гравитационном коллапсе газопылевого облака в момент формирования планетарной системы и под влиянием закона сохранения момента инерции, планеты будут вращаться... Читать далее
2 эксперта согласны
В центральном поле момент сохраняется. Нафантазировать такую флуктуацию, которая обеспечила бы момент перпендикуля... Читать дальше
младший научный сотрудник ФТИ им. Иоффе  · 10 нояб 2021  ·
astropolytech
А что значит "сверху вниз"? Как и относительно чего вы это определяете - где горизонтально, а где вертикально? Если спрашивать - бывают ли тела, сильно наклоненные по отношению к большинству остальных - то да бывают. У долго-п... Читать далее
астрофизическое образованиеПерейти на vk.com/astropolytech
По фото , что нам показывают в интернете, все планеты расположены горизонтально. По моему вооброжению, что... Читать дальше
Диванный эксперт широкого профиля :)  · 10 нояб 2021
Давайте-ка по порядку: а с чего Вы взяли, что Земля и другие планеты вращаются горизонтально вокруг Солнца (или другие планеты вокруг иной звезды)? - Вопрос, между прочим очень важный. Когда в учебнике/интернете Вы видите все... Читать далее
1 эксперт согласен
Жаль, что нельзя загрузить гифку сюда. А то есть такая гифка, как планеты летят за Солнцем и вращаются, в свою... Читать дальше
Программист, интересующийся астрономией и космонав...  · 11 нояб 2021
Вокруг "мачехинской", наверняка существуют. Хотя это должно встречаться очень редко. Звезда и планеты образуются из одного облака. Это облако вращается в определенной плоскости. Именно поэтому все планеты, образовавшиеся из... Читать далее
Лучший
Специалист по развитию производственных систем...  · 10 нояб 2021
Я думаю, в данном вопросе подразумевается вариант, когда планета вращается относительно материнской звезды не в плоскости экватора самой звезды (плоскости эклиптики), а перпендикулярно ей, т. е. поочерёдно проходит над её... Читать далее
эклиптика и солнечный экватор - это вообще-то разные вещи