Основная проблема - не отсутствие корабля и ракеты (это, скорее, следствие), а отсутствие платежеспособного спроса. Попросту говоря, нет или недостаточно туристов, которые не только хотели бы, но и смогли заплатить за полёт к Луне.
Давайте посмотрим на более простую вещь: орбитальный туризм. Казалось бы, есть и ракеты, и корабль. Но если посчитать количество туристов, то мы увидим, что за всю историю в космос за свои деньги (или по крайней мере за средства частных спонсоров) слетали лишь чуть более 10 человек, и ещё несколько полётов планируется в скором будущем. Цена билета при этом составляла от 20 миллионов долларов в прошлом до более 50 миллионов в будущем.
Почему так получается? Всё для полётов есть, а туристов так мало? Проблема - цена билета. Даже 20-35 миллионов, на самом деле не покрывает расходов: до недавнего времени туристы летали в космос только на "Союзах", при этом на корабле летел лишь один турист вместе с основным экипажем из двух профессиональных космонавтов. Таким образом, основные расходы по запуску нёс Роскосмос: корабль и ракета в любом случае полетели бы к МКС (в том числе и в исполнение взятых на себя обязательств), просто один из членов экипажа заменялся на туриста. Можно сказать, Роскосмос не нёс почти никаких накладных расходов в связи с полётом туриста, а просто получал деньги. Но, как мы знаем, несмотря на наличие технической возможности отправить в космос сразу двух туристов в рамках чисто туристического полёта, Роскосмос до сих пор этой возможностью не пользовался (так что более 10 лет не возил туристов вовсе). Причина в том, что тогда двум туристам пришлось бы полностью оплатить производство и ракеты, и корабля. Но в этом случае цена билета была бы уже никак не 35 миллионов, а, скорее всего, минимум вдвое-втрое больше. По-видимому, за 10 с лишним лет Роскосмос так и не нашёл двух желающих заплатить за полёт 70 миллионов долларов.
Не будем забывать, что даже если считать ценой орбитального пуска корабля 150 миллионов долларов, то эта сумма не будет включать в себя стоимость разработки корабля и ракеты. Разработка в любом случае была оплачена кем-то другим. Это касается и туристических полётов на Crew Dragon: туристы платят лишь за корабль и ракету, разработаны они за деньги других заказчиков SpaceX (в первую очередь НАСА).
Как же обстоят дела с полётами на Луну? Даже для баллистического облёта Луны без выхода на орбиту требуется ракета в несколько раз мощнее ракеты для низкоорбитальных полётов. Сам корабль тоже должен быть доработан в сравнении с низкоорбитальным: теплозащита, система связи, система электроснабжения и другие. Поэтому билет для полёта вокруг Луны неизбежно обойдётся значительно дороже билета на низкую орбиту, и это даже без учёта того, что туристам придётся нести часть расходов на доработку корабля (каковые расходы должны быть амортизированы за счёт продажи билетов). Можно представить, что цена такого билета возрастёт до 200 миллионов долларов, если не больше.
Как же обстоят дела с платежеспособным спросом? Мы видим, что даже низкоорбитальные полёты находят крайне ограниченный спрос. Дело немного двинулось лишь сейчас, когда SpaceX предлагает полёты сразу для 3-4 туристов, но без визита на МКС. Цена билета при этом оказывается больше 50 миллионов. Следовательно, 3-4 туриста вскладчину ещё могут и согласны оплатить ракету и корабль (но не их разработку или доработку). Но много ли найдётся людей, которые могли бы и были бы согласны заплатить вчетверо бóльшую цену?
И здесь перед нами становится вопрос - насколько вообще велик потенциальный рынок клиентов? Чтобы заплатить 200 миллионов долларов за космический полёт, нужно 1) иметь эти деньги; 2) быть готовым потратить их на полёт; 3) подходить по медицинским показателям для этого полёта; 4) быть готовым провести несколько месяцев за тренировками. Можно представить, что в мире есть несколько десятков тысяч людей, располагающих такой суммой. Поскольку число миллиардеров в мире сегодня около 3 тысяч, то можно представить, что как минимум для 10 тысяч человек сумма в 200 миллионов составила бы не более половины их состояния. Но сколько из них готовы потратить половину (или во всяком случае значительную часть) своего состояния за несколько дней космического полёта? Далее, какая их часть находится в достаточно молодом возрасте и обладает достаточно хорошим здоровьем, чтобы лететь к Луне? Разумеется, среди них немало молодых наследников больших состояний или людей, сумевших обогатиться уже в молодости, но значительная часть мультимиллионеров тратит многие десятки лет на то, чтобы заработать свои деньги, и сегодня уже не в тех годах, чтобы лететь в космос. Из оставшихся мультимиллионеров, сколько людей достаточно смелы, чтобы рисковать жизнью ради полёта к Луне? Космические полёты до сих рискованы, в случае аварии в дальнем космосе риски возрастают (вспомним "Аполлон-13"), и многие ли готовы рискнуть? Наконец, из тех, кто может и хочет - сколько людей готовы на несколько месяцев выпасть из привычной им жизни и посвятить себя тренировкам и учёбе?
Представляется, что число таких людей - потенциальных клиентов - в мире крайне невелико. И их просто недостаточно для того, чтобы организовать устойчивый бизнес на организации их полётов. История показывает, что даже низкоорбитальные полёты до сих пор не оформились в виде устойчивого бизнеса. Лишь суборбитальные полёты только приближаются к тому, чтобы начать приносить их организаторам устойчивую прибыль; но цена билета на суборбитальный полёт несопоставимо меньше (примерно в 1000 раз) предполагаемой цены билета к Луне, и потенциальная клиентская база соответственно намного больше.
Возможно, в будущем, когда будут созданы коммерческие космические системы для полёта к Луне (и оплачены при этом в значительной степени государственным заказчиком), коммерческие фирмы смогут предложить клиентам полёты вокруг Луны на уже разработанных кораблях и ракетах. Туристам тогда не придётся оплачивать разработку, но лишь постройку ракеты, корабля и сопровождение полётов. Если некоммерческие полёты к Луне (за счёт государственного заказчика) будут достаточно часты, то цена корабля и ракеты смогут упасть, и билет на полёт вокруг Луны сможет подешеветь, скажем, до 100 миллионов или даже меньше. В этом случае нельзя исключить, что появится ограниченный коммерческий спрос, и мы увидим некоторое количество туристов, облетевших Луну. Но это произойдёт не завтра: для этого должны стать реальностью регулярные полёты к Луне в рамках оплаченных государством программ.