Многие ведь, из тех которые, по-видимому, живут, ничем не различаются от мертвых, когда живут во зле, вернее - они даже хуже мертвецов.
"Умерший освободился от греха" (Рим. 6:7), - говорит апостол.
А тот, кто живёт во зле, служит греху.
Не говори мне, что он не съедается червями, не лежит в гробу, не закрыл глаз и не обвит пеленами.
Он большие претерпевает мучения, нежели умерший, не потому, чтобы черви съедали его, но потому, что страсти душевные терзают его лютее зверей.
А если у него открыты глаза, то и это опять гораздо хуже того, как если б они были закрыты. Глаза умершего ничего не видят худого, а этот, имея открытые глаза, подвергает себя безчисленным болезням.
Тот лежит в гробу ничего не чувствуя, а этот заключен в гробу безчисленных болезней.
Но ты не видишь гниения его тела? Что же? Душа его ещё прежде тела растлилась, погибла и подвергается большему гниению.
Тот смердит десять дней, а этот во всю жизнь дышит зловонием, имея уста хуже всяких нечистых мест, - так что они различаются между собой только тем, что один подвергается только естественному тлению, а другой к нему присоединяет ещё гниение, происходящее от нечестивой жизни, ежедневно вымышляя для себя безчисленные причины растления.
Умерший лежит на одре. Но что важнее, его никто не видит истлевающим и сгнивающим, потому что он имеет гроб своим покровом, а этот смердит повсюду, нося мёртвую душу в теле, как в гробу.
И если бы можно было увидеть душу человека, живущего в роскоши и нечестии, то ты увидел бы, что гораздо лучше лежать связанным в гробу, нежели быть окованным цепями греховными, лучше иметь на себе лежащий камень, нежели тяжкий покров безчувственности.
Вот почему сродникам этих мертвецов, когда они пребывают в такой безчувственности, особенно должно приступать к Иисусу с молением о них, подобно тому, как Мария молила о Лазаре.
Пусть будет он смердящим, пусть четверодневным, - не отчаивайся, но приступи и отвали прежде камень, - и тогда увидишь его лежащим как бы в гробу и обвитым пеленами.
И, если вам угодно, я представлю кого-нибудь из великих и знатных мужей. Не бойтесь, я представлю пример, не указывая на имя, - впрочем, если бы я открыл и имя, то и тогда не надлежало бы бояться.
Кто, в самом деле, когда-либо боялся мертвого? Что бы он ни стал делать, всегда остается мертвым.
Мертвый живому не может сделать никакого оскорбления.
Итак, посмотрим на связанную голову таковых мертвецов. В самом деле, так как они безпрестанно пьяны, то у них, на подобие того, как мёртвые связываются многими покровами и пеленами, все чувства заключены и связаны.
Если же хочешь посмотреть и на руки, то увидишь, что и они, так же как у мертвых, привязаны к чреву и обвязаны не пеленами, а что гораздо хуже, узами любостяжания.
Оно не допускает им простираться к милостыне или к другому какому-либо доброму делу, но делает их гораздо безполезнее рук умерших.
Хочешь ли видеть и ноги связанные? Смотри - они также связаны заботами и оттого никогда не могут прибегать в храм Божий.
Ты видел мертвого, теперь смотри и на погребающего.
Итак, кто же погребает этих мертвецов?
Дьявол, тщательно связывающий их и не дозволяющий уже человеку казаться человеком, но сухим деревом. Кто не имеет ни глаз, ни рук, ни ног, ни других членов, тот как может казаться человеком?
Таким образом, можно видеть, что и душа их обвита пеленами, и есть скорее идол, нежели душа.
Итак, поскольку они пребывают в безчувственности, сделавшись некоторым образом мёртвыми, то мы приступим к Иисусу, будем молить Его об их воскресении, отвалим камень, развяжем пелены.
Как скоро ты отвалишь камень, т. е. отнимешь ту безчувственность, которую они показывают во зле, то тотчас изведёшь их из гроба, а, выведя отсюда, гораздо удобнее освободишь их от оков.
Когда ты воскреснешь, тогда познает тебя Христос, когда разрешишься от уз, тогда Он призовёт тебя и к Своей вечери.
Итак, вы, друзья Христовы, ученики Его, - вы, любящие умершего, приступите к Христу и помолитесь!
Пусть умерший исполнен чрезмерного зловония, сродники не должны оставлять его и в этом случае, но тем более приступать к Богу (чем более умножается тление), подобно как сделали и сёстры Лазаревы, должны до тех пор просить, молить и умилостивлять Бога, доколе мы не увидим его живым.
Если мы будем так стараться о себе и о ближних, то скоро достигнем и будущей жизни, которую все мы да сподобимся получить благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки веков. Аминь.