Интересно, что Христос говорит сначала о тесных вратах, после которых только начинается узкий путь. Я полагаю, что тесные врата - это искреннее покаяние человека. Если представить образно тесные ворота, то понимаешь, что войти в них с большой ношей невозможно. Каждый человек (кто-то больше, кто-то меньше), за всю свою жизнь накопил приличный багаж греховности, и этот багаж Христос желает, чтобы человек оставил у Голгофского креста, т.е. осознал себя погибшим грешником, нуждающимся в Спасителе Иисусе Христе, Который может и хочет реально простить все грехи, совершенные до покаяния. Покаяние - это вход на узкий путь.
Стоит понимать слова Христа о широком пути, что им идут многие "верующие". Что это за путь? Это путь непослушанию слову Божьему, может не во всем, но во многих вопросах жизни. Само слово "широкий" говорит о лёгкости, не нужно наблюдать, куда наступаешь, не нужно переживать, все ли в порядке в твоей жизни. Главное, что ты веришь в Иисуса Христа. Говоря о широком пути, мне бы хотелось привести слова из книги одного миссионера из ЮАР:
"По такому пути нетрудно было идти. Это было лёгким и приятным занятием. Здесь принимались в расчёт все человеческие чувства, ощущения и обстоятельства. Если, например, имеешь желание пойти на богослужение, то можешь пойти туда; если чувствуешь себя слишком усталым, можешь остаться дома. Если вдруг ощутишь головную боль, то можно пренебречь собранием и, уютно устроившись на диване, просматривать газету, слушать радио или смотреть телевизор (При этом головные боли, как ни странно, сразу исчезают). На широком пути каждый мог свободно прогуливаться, разглядывая по сторонам то и другое. Нет необходимости быть осторожным и бодрствовать, наблюдая за тем, куда ты ступаешь. В общем, здесь ты чувствуешь себя настолько свободно, что можешь прыгать и танцевать, как хочешь. На этом пути при желании можно молиться или, взяв Библию, для успокоения совести прочитать пару стихов или глав, а потом отложить её в сторону и заняться просматриванием журнала или газеты. Это – путь, отвечающий любому запросу, вкусу и желанию.
Идя им, вернувшись домой, можно разозлиться на жену, которая приготовила на обед не то, что бы ты желал, сказать в ответ на её оправдания "пару ласковых слов" и для большего впечатления гневно выйти из дома, громко хлопнув при этом дверью; а потом, в тот же день, отправляясь в постель, перед сном с самым благочестивым видом склонить колени и произнести "святую" молитву (ведь надо же перед сном помолиться), после чего, не обращая внимания на коленопреклонённую рядом жену, встать и завалиться спать, демонстративно от неё отвернувшись. На следующее утро – первым делом опять на колени, а потом снова на работу, унося в сердце зло на свою "бестолковую" жену. Да, да! На широком пути можно свободно допускать в сердце своё обиду, зло и гнев! На нём ты спокойно можешь злословить и сплетничать! На нём – нет нужды прощать! В сердце своём можешь иметь всё, что только возможно, и всё это в себе носить! На этом пути можно спокойно поспорить и поругаться с ближним и, как говорится, высказать всё, что ты о нём думаешь, после чего со спокойной совестью пойти на богослужение, разумеется даже не подумав о примирении!"
Что же такое узкий путь? Бог не раз обращает внимание на Его святость, к которой Он призывает всех верующих в Него: "будьте святы, потому Я свят".
Что означает святость? Это полная чистота, безгрешность, отделенность от всякого рода зла. Без святости никто не увидит Господа. Само слово "узкий" говорит об ограничениях, о том, что нельзя ставить ногу свою куда захочешь, потому что сорвешься, оступишься и можешь погибнуть. Узость призывает к тому, чтобы исследовать глубоко, что угодно Христу, а что нет. А как бы поступил Христос в той или иной ситуации? А я так поступаю? Как я отношусь к своим близким, друзьям, коллегам по работе или просто к людям на улице? Святость Божия не потерпит даже маленького недовольства.
Приведу такой пример: один верующий человек получил звонок по телефону и, ответив на него, приятно поговорил со своим начальником по работе. Через короткое время ему снова позвонили и он, увидев кто звонит, взял трубку и ответил: что тебе нужно? Звонила его жена и с ней он не обошёлся, как с начальником, но проявил какое-то недовольство. Так вот святость Божия уже будет звать к покаянию за такое, казалось бы мелочное дело. Это не мелочи, это грех. А грех есть зло пред Богом, которое требует справедливого решения от Бога. Но Бог желает покаяния нашего, а не погибели, поэтому учит по жизни, как правильно пред Ним ходить в чистоте и святости.
Святость Божия предусматривает чистоту в мыслях, потому что из-за мыслей происходят дальнейшие действия: либо добрые, либо злые. В общем, узкий путь - это путь, на котором человек должен постоянно советоваться с Господом, чтобы Он научил его быть подобным Христу. Христос никогда никого не обидит, не унизит, Он прощает, желает помочь, Он не произносит гнилых и пустых слов, Он любит всех искренне, Он не раздражается, и не делает никакого зла.
Пройти по узкому пути можно только с Господом, потому что никто другой не сможет открыть все тайны сердца человека, все пороки, все неправильные мысли, никто не сможет простить и очистить, кроме Христа. Личная тесная связь с Господом, постоянная молитва Ему о помощи, чуткость к Его обличениям и покаяние - дал бы Господь это каждому верующему в Него, чтобы действительно быть на узком пути и дойти до вечности.
Ещё раз повторю - святость во всех мыслях, поступках и словах, это то, чего желает Господь от каждого верующего в Него. Да благословит Господь всех к этому стремиться, этого искать у Господа, чтобы оставить все греховное, чтобы отказаться от всего ненужного и вредного для нас. Научиться этому можно только у Христа, через Его слово и через личные вразумления. Да поможет Господь иметь сердце, желающее познать Его волю, а не искать оправдания своим желаниям, которые удерживают человека на широком пути, и при этом он считает, что с ним все в порядке.