Для большего понимания, этот вопрос можно поставить немного иначе: Как человек может быть причастен Богу, если Он недосягаем для всего творения? И как можно раздавать Святой Дух, если Он личность?
Ответив на эти вопросы, можно прийти к пониманию того, почему "можно" ругать Сына Человеческого, его Отца, а Духа Святого ругать нельзя настолько, что это не проститься аж в двух эпохах.
Автор вопроса так же спрашивает: если понимать, что Святой Дух это сила, то вполне логично что им можно делиться. Как считаете?
Подобного рода затруднения получили разрешение в трудах Григория Паломы "О Божественных Энергиях", на них мы и будем опираться, при построении своего ответа, а так же используем выдержки из своей статьи о филиокве.
Итак, дело в том, что Бог имеет как внутри ипостасные отношения, так и действия вне Своей сущности, направленные на все творение. Крайне важно понимать и различать эти два модуса бытия Бога: внутренний и внешний, в нем находят разрешение многие затруднения и противоречия. Таким образом, различение внутренних отношений и внешних действий в Боге позволяет понять разницу между ипостасным бытием Духа Святого и превечным проявлением Божественной природы в Его Лице.
Иначе говоря, Святой Дух исходящий от Отца необходимо различать по отношению к Отцу и Сыну как Лицо - Третью ипостась Святой Троицы, и по действию, направленному на все творение, как нетварную Божественную Энергию, непрерывно изливаемую из единой Божественной Сущности: Отцом через Сына в Святом Духе.
В обоих случаях здесь говорится о едином Боге, но в то же время о различении Его внутренних отношений и внешних действий; о непостижимости и не причастности Его Божеству по существу, и в то же время, о причастности Божественному естеству через действие Его Энергий в творении. Именно об этом и говорит Апостол Петр: "Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества" (2 Пет.1,3-4).
Внутриличностные отношения Святой Троицы могут быть определены только умозрительно, лишь по их отношениям друг к другу. Так, Отец рождает Сына и низводит Святой Дух, Сын рождается от Отца, Святой Дух исходит от Отца. Больше нам нечего добавить, на этом наше умозрительное созерцание Святой Троицы закончено. Ничто из тварного не может стать участником внутриипостасных отношений Лиц Святой Троицы так, чтобы например Отец, как единое начало изводил Святой Дух напрямую твари, об этом свидетельствует Писание: "никто не приходит к Отцу, как только через Меня..." (Ин. 14,6) и еще: "Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам" (Ин 16,13-15) Здесь Господь Сам говорит прямо о превечном проявлении Божественной природы в Лице Святого Духа, что Дух истины возьмет от Сына то, что Имеет Отец; иными словами, Он проистечет из единой Божественной природы, как благодатный дар.
Таким образом, Божественная Сущность, как и Все Ее Ипостаси недосягаема, и по этой причине никому, кроме Бога невозможно стать причастным Ей. Именно об этом говорит Христос: "Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца" (Ин. 6,46) и еще: "...все предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына..." (Лк 10,22).
Если понимать Святой Дух исключительно как силу или Энергию, которой можно делиться, значит лишать Его лица, и тем самым умолять Его, а это уже своего рода пантеизм. Чтобы избежать подобного рода недоразумений, Церковь учит нас понимать Святой Дух двояко: как личность, третью ипостась Святой Троицы, и как Божественную Энергию, непрерывно изливаемую из Божественной природы. В первом случае мы говорим об отношениях между ипостасями Святой Троицы: Отец низводит святой Дух, а Святой Дух исходит от Отца, а во втором случае говорим о действии Бога в творении, где Святой Дух изливается из Божественной природы, общей для всех лиц Святой Троицы: от Отца, через Сына Святым Духом.
Стоит так же понимать многочисленные имена Бога как имена Божественных Энергий. Ведь говоря апофатически, даже само имя Бог не есть Его собственное имя по существу, потому что Он превыше всякого имени, Богом именуется нетварная Божественная Энергия. Так же и многочисленные имена Бога, которые открыты нам в Священном Писании и которые сокрыты от нас являются именами Божественных Энергий, такими как Господь, Сущий, Всемогущий, Иегова, Саваоф, Адонай...
Нетварная Божественная Энергия не есть следствие Божественного действия, Она есть Его продолжение и причина всего совершаемого Им в творении.
Итак, Святой Дух как лицо или ипостась, раздавать невозможно, а вот нетварную Божественную Энергию, проистекающую из Божественной сущности возможно получать как благодатный дар.
Таким образом, следуя учению Церкви, необходимо понимать, что Святой Дух это, в первую очередь, третья ипостась святой Троицы исходящая от Отца, это личность; а во вторых - это Божественная Энергия непрерывно проистекающая из Божественной сущности на все творение, поэтому им можно делиться.
И вот, мы подошли к следующему вопросу о том, почему всякий грех и хула, в том числе и на Сына Человеческого, простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам ни в этом веке, ни в будущем (Мф. 12, 31-32)? Как можно хулить того, кого не знаешь, кого не видел и не слышал? Ведь если по слову Писания иудеи не знали ни Отца ни Сына, как же они могли Их хулить? Никак: "Тогда сказали Ему: где Твой Отец? Иисус отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего" (Ин. 8,19) и еще: "И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели; и не имеете слова Его пребывающего в вас" (Ин. 5,37-38). Таким образом, по неведению возводя хулу на Сына Человеческого, сотрясая воздух, фарисеи думали что хулили не Сына Божьего и не Отца, потому что не верили Иисусу Христу что Он Сын Божий и что Он пребывает в Отце и Отец в нем. Многие из них не знали на тот момент и дел Сына, что Отец пребывающий в Нем Он творит дела (Ин. 14.10). Поэтому то Христос призывает их верить Ему по самим делам. Ведь Они безусловно знали дела Духа Божия из Ветхозаветных Писаний. Так, пророк Илия воскресил умершего сына вдовицы (3 Цар. 17, 17–24), а Елисей исцелил Неемана Сириянина от проказы (4 Цар. 5,14), и в книге Товита демон был изгнан и связан при помощи Ангела (Тов. 8,2-3). Таким образом, если иудеи говорили, что не знают Иисуса Христа, откуда Он (Ин. 9,29), то несомненно они знали, что изгонять бесов и совершать исцеления есть дело Духа Святого. Более того, они видели эти самые дела Духа Святого которые сотворил Христос и не смотря на это возненавидели Его: "Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего" (Ин. 15,24). Но даже и этот грех Господь обещает простить. Они же совершили большее злодеяние чем это, тем, что зная дела Божии, и видя эти самые дела Духа Святого, приписывали их духу отверженному, тем самым хулили Духа, по сути, называя Его духом вельзевула, князя бесовского. Вот Господь им и говорит, чтобы они признали плод добрым - изгнание беса, и дерево добрым - Духом Святым, ибо всякое дерево познается по плодам. Ведь не может дерево доброе приносить плоды худые, как не может Святой Дух, который есть Бог, творить дела не Божьи; и не может дерево худое приносить плоды добрые, как не может дух бесовский изгонять самого себя из человека. Таким образом, хула на Отца и Сына хоть и безусловно является грехом, но Господь его все же обещает простить, потому что хулят они то, чего не знают: "Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся" (2 Пет. 2,12), а вот хула на Духа Святого, Который действует в творении, и дела Которого явлены всей твари не простится.