Вопрос :"Где находился Бог, когда начал творить духовный мир, - во тьме или неприступном свете?"
Прошу на меня не обижаться, но прежде чем задавать вопросы по богословию, надо очень хорошо ознакомиться с философией. Святые отцы, которые сохранили истинность веры не были лжецами и они очень хорошо разбирались в философии. Бог вне времени. Он Вечная Единая Субстанция чистого бытия. У Бога не существует понятий : "где находился, начал творить" или конец, когда, где итд., так как эти понятия принадлежат нашему пространству-времени. Бог не изменяется и всегда Вечность. Потому что наше пространство имеет начало своего бытия и Причину. В философии эти понятия называются "априорными", то есть то, что до Причины происхождния о которых человек не может знать, так как это познание не доступно для понимания в нашем пространстве- времени. Поэтому для познания трансцендентного мира человек использует философские методы, которые называются "категории' и эти свойства сравнивает, коррелирует с понятиями нашего мира."Бог - вместилище всех сверхприродных, обособленных от материи, неподвижных, сверхчувственных, метафизических, сущностей с наличием которых в мироздании и связывает право философии на существование в качестве самостоятельной науки Теологии наряду с Физикой",- говорит Аристотель. Поэтому божественный СВЕТ - это слияние двух горизонтов, но в физическом понимании бытия этого не происходит, так как осуществляется в расщипленной реальности. Потому что - это есть энергийная связь.
Скажем так: роза есть красная. Эту красноту можно постичь только в отношении к человеку или в отношении к свету (в темноте краснота исчезает). Потому что у человека в пространстве-времени есть глаза. Но свет мы видим только лишь потому, что мы видим многообразие предметов, в частности эту красную розу как отражение, отсвечивание, отсвет.
В философии: действие мыслящего разума и мысль, как следствие этого действия, взаимной связи Бога и человека. Получается, что качество существует благодаря тому, что есть отношение (красный цвет розы существует, потому что есть СВЕТ и ЕСТЬ СУБЪЕКТ, который воспринимает), а отношение постигается потому, что есть это КАЧЕСТВО: я знаю (РАЗУМНОСТЬ), что есть СВЕТ, потому что я вижу красную розу. Познание осуществляется в отношении субъекта, объекта, вещи и т. д. Отношения в свою очередь постигаются через качества субъекта, объекта. "Бог движет как предмет желания и мысли: они движут (сами), не находясь в движении". БОГ "ДВИЖЕТ КАК ПРЕДМЕТ ЛЮБВИ" (там же). БОГ ЯВЛЯЕТСЯ ФОРМОЙ, ПЕРВОДВИГАТЕЛЕМ, ЦЕЛЬЮ, ОН НЕМАТЕРИАЛЕН.(Аристотель, XII,7). Поскольку материя вносит начало возможности, потенциальности, то нематериальный Бог есть чистая Актуальная Действительность и следовательно ОСУЩЕСТВЛЕННОСТЬ, ВЫСШАЯ РЕАЛЬНОСТЬ. Поэтому Актуальная Действительность Бога, - это ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕГО РАЗУМА, ЛОГОСА, то есть божественное мышление. "Поэтому Сам Бог - это чистый деятельный Разум. Бог мыслит Сам в Себе и Его мысль есть мышление о мышлении" (Аристотель, XII, 9). Поэтому Духовный, Абсолют (нематериальный), ибо один из главных признаков АБСОЛЮТНОГО РАЗУМА - совпадение СУБЪЕКТА и ОБЪЕКТА. Поэтому человеку недоступно познание Бога на абсолютном уровне, так как человек ограничен условиями нашего пространства и своего разума. Потому что Бог - это Абсолютный Разум, Логос, Ум, Нус, а человечек - это его ограниченное сознание, так он имеет свойство разумности (разумно-рассудочная деятельность), но природа его метафизична, то есть ограничена телом. "Поэтому мысля Себя как Абсолютную Сущность, Бог тем самым мыслит самое божественное и соответственно самое ценное, то есть дает божественную силу", способствующую к движению атомов в нашем пространстве. Природу Бог не мыслит, так как природа является потенциальной возможностью (материя-это материал из которой творит мастер стул, стол итд.), -это категория качества материи (философия). Именно об этом говорит: Аристотель, Платон, Плотин, Августин и вся классическая философия. Поэтому глупые представления о том, что Бог творит человека из глины, песка итд. не надо принимать серьёзно, а лучше ознакомиться с философией.