Имена дают детям, клички — животным. Тот, кто выше, даёт имя тому, кто ниже. Кто имеет власть, тот даёт и имя тому, над кем её имеет. Родители имеют власть над детьми и домашними животными. Изобретатель — над изобретением. Жители местности — над землями местности. Над Богом же никто не властен, чтобы давать Ему имя. Да и Самому Богу оно ни к чему, чтобы обращаться к Самому Себе.
К тому же, если какой-то предмет существует в единственном экземпляре, то мы, как правило, не даём ему имя, обходясь названием предмета как такового. Как называется наш мир? Мир. Нет другого мира. Наша вселенная? Да никак. Нет другой вселенной. Поэтому в язычестве хотя и есть слово бог, но его недостаточно, ведь богов много, поэтому нужны имена. А в христианстве Бог один, поэтому нет необходимости в имени. Не спутаешь.
И вот первые люди обходились без имени во взаимоотношениях с Богом, но у пророка Моисея возникла ситуация. Сейчас расскажу.
Еврейский народ находился в плену у египтян. Так получилось. И на тот момент у них было только знание о Боге. Не было религиозного культа, храмов, священства, вообще ничего не было, даже своего государства и своей земли. Они там были рабами, которые знают, что с их прародителем Авраамом разговаривал Бог, который обещал дать им землю, умножить их народ как песок морской, явить в этом народе Спасителя мира от греха.
И вот, к одному из таких евреев (будущему пророку Моисею) обратился Бог и послал со словом к египетскому фараону и заданием, чтобы Моисей вывел евреев из той земли, освободил от плена.
Когда Бог обратился к Моисею, Он ему представился, вообще-то:
"И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога" (Исх. 3:6)
И Моисею этого было вполне достаточно. Но когда стало ясно, что объяснять придётся целому народу, который
430 лет (
Исх. 12:40) жил в среде пантеона египетских
богов, то возник закономерный вопрос:
как объяснить людям, кто послал Моисея? Какой бог? Какой из них?Так он и спросил:
"И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им?" (Исх. 3:13)
Есть необходимость в имени — появляется имя:
"Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий" (Исх. 3:14)
Но это не всё. Следом Бог даёт и другой вариант:
"И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род" (Исх. 3:15)
Кстати, а самому Иакову Бог Своё имя не сказал:
"Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там" (Быт. 32:29)
Так вот. С длинным именем, где перечисляются отцы, которые знали Бога, думаю, вопросов не возникнет: почему оно именно такое, а не другое. А вот про короткое можно пояснить.
Сущий (ивр. — אֶֽהְיֶה, др. греч. — ὁ ὤν) — существующий. Тот, кто действительно есть.
Почему Сущий? Ответ простой: потому что другие боги, которые окружали еврейский народ в Египте, на самом деле не существуют.
"Может ли человек сделать себе богов, которые впрочем не боги?" (Иер. 16:20)
"Как же Мне простить тебя за это? Сыновья твои оставили Меня и клянутся теми, которые не боги. Я насыщал их, а они прелюбодействовали и толпами ходили в домы блудниц" (Иер. 5:7)
"Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги" (Гал. 4:8)
"Ибо все боги народов - идолы, а Господь небеса сотворил" (Пс. 95:5)
Вот так, если коротко.