Штраф или срок можно получить за те же публикации, что и раньше. Это все тот же набор статей (за исключением частичного изменения 282 статьи), относящихся к антиэкстремистскому законодательству и публичным высказываниям: возбуждение национальной, религиозной и любой другой вражды, призывы к экстремистской деятельности, оправдание терроризма, оскорбление религиозных чувств, призывы к сепаратизму, оскорбление символов воинской славы, демонстрация всяческой запрещенной символики (это очень большой список) и распространение запрещенных судами материалов.
Нет универсального ответа на вопрос «как понять, что запись в интернете экстремистская?». Нужно сделать две вещи. Первая — прочитать все вышеперечисленные статьи. Это не так много текста. И второе — просмотреть то, что вы пишете, очень недоброжелательным взглядом. Если после этого вам покажется, что это можно интерпретировать так, что пост подойдет под одну из статей, значит риск есть. При этом этот риск остается очень незначительным в количественном смысле, потому что за одни и те же высказывания привлекается один из тысячи. Это элемент рулетки.
Если вы все-таки стали одним из тысячи, вас ждет либо уголовное, либо административное дело. В административном все просто: полицейские составляют протокол, что обнаружен опубликованный противозаконный контент. Например, самое простое — вы выложили картинку со свастикой. Составленный протокол отправляется в суд, вас туда вызывают, вы судитесь, скорее всего проигрываете, платите незначительный штраф. На этом все заканчивается. Хотя после этого будут еще некоторые проблемы: например, вы не сможете, если захотите, выдвигаться ни на каких выборах в течение года.
Если это уголовное дело, то процесс гораздо длиннее. Допустим, какой-то человек обнаружит ваш пост: это могут быть просто озабоченные граждане, которые напишут заявление в полицию, могут обнаружить сами полицейские, ФСБшники. Далее оперативные сотрудники, чаще всего из Центра «Э» или ФСБ, проводят предварительную проверку и оценивают, подходит это для уголовного дела или нет. Если им кажется, что из этого может получиться уголовное дело, и им хочется его против вас завести, или им вообще все равно, против кого заводить, дело пересылается в Следственный комитет, только по некоторым статьям — в ФСБ. А дальше идет обычное уголовное расследование.
К сожалению, нет четких границ, за какой контент привлекают к уголовной ответственности, а за какой — к административной. Формально он просто должен соответствовать составу уголовных или административных статей. Но есть некоторая неопределенность. Например, человек запостил картинку со свастикой. И это можно интерпретировать по-разному. Просто публикация картинки — административное правонарушение. А если на ней нарисовано что-то еще, что можно интерпретировать как возбуждение расовой ненависти, то можно завести и уголовное дело. Впрочем сейчас, после декриминализации, в первый раз это все равно будет административное дело. И только если в течение года инцидент повторится — уголовное.
Более сложный случай: распространение запрещенных материалов — это само по себе административное правонарушение. Поэтому публикация в виде ранее запрещенного видеоролика попадает под административный кодекс. Но может оказаться, что там найдут и состав преступления. Очень зависит от ролика и ситуации в целом. Тут очень много субъективных составляющих.
Первое, что нужно сделать, если вас обвиняют в экстремизме — найти хорошего адвоката. И желательно такого, который раньше уже имел дело с подобными делами, потому что очень многие такие дела закрываются на этапе следствия. Конечно, если дело дошло до суда: считай уже все пропало. Суд у нас почти никого не оправдывает. Но на следствии дело может закрыться, если это действительно обычный пользователь, который не собирался никакой подстрекательской деятельностью заниматься и случайно так сформулировал мысль. Следователю, как правило, это понятно. Если есть хороший адвокат, у следователя не будет серьезных мотивов бороться за это дело. Проще будет другого такого же «экстремиста» найти. Поэтому наличие хорошего адвоката здесь критически важно.
Если на этапе следствия дело не закрылось, оно закончится, скорее всего, осуждением, но при наличии хорошего адвоката — не лишением свободы. Однако все равно будут большие проблемы, потому что человек надолго поражается в правах: у него будут большие трудности с доступом к банкам и с поиском работы.
Идея договориться со следствием — самая плохая. Следствие обычно готово на это, только эта договоренность будет включать в себя приговор, пусть и мягкий. Иначе следствию не интересно.
Панацеи от Центра «Э» нет никакой. Но есть два основных правила. Первое — не пользоваться сетью «ВКонтакте» и вообще российскими сетями. Второе — пишите посты в вежливой форме, если вы хотите написать, что какие-то люди, идеи, организации, государства чем-то плохи. Это, конечно, не полностью спасает, но очень сильно снижает вероятность того, что будет уголовное дело. Это в случае, если мы говорим об обычном человеке, если речь идет о политическом активисте, то там совсем другая ситуация.
Согласен с Вами полностью с тем, что написано в последнем абзаце. Вопрос интерпритации - это дело политическое и идеологическое.
Все так и есть)
За оскорбление, клевету простого человека. Читайте Уголовный Кодекс Российской Федерации. Социальные сети, как правило, часто провоцируют людей на подобные высказывания. Так что, лучше ими не пользоваться!