Есть много вещей, которые необходимы в отношении учителя к ученикам, государства к обществу, общества к человеку, и среди них: учет, контроль, дисциплина, но без доброты, они сводят все к нулю.
"Немало можно добиться строгостью, много — любовью, но всего больше — знанием дела и справедливостью, невзирая на лица".
У Карнеги есть такое описание ситуации, в которой теленка четверо мужчин пытались завести в загон и все безуспешно, пока мудрая женщина без всяких веревок предложила телку палец и тот пошел за ней как на привязи.
Доброта - это умение представить себя на месте другого.
Доброта - это искренний интерес к окружающим. Как сказал классик: "самый главный человек тот, который сейчас передо мной".
Мудрость - это умение слышать не только себя любимого.
обычно школьный учитель ведет себя как государственный чиновник, Который сводит весь процесс обучения к казенщине в общении с классом. А так не должно быть.
Человек, увлеченный своим предметом, неизбежно передаст своим ученикам любовь к знаниям и учебе.
Справедливость - это милосердие? Нет, милосердие – это справедливость. Справедливость – не всегда милосердие.
«Подлинной гуманности глубоко чужды снисходительность и подстраивание». (Здесь и далее цитируется В. А. Сухомлинский). «справедливость может быть только тогда, когда достаточно духовных сил, чтобы уделить внимание каждому». «Подлинная гуманность означает прежде всего справедливость. (…) не может быть какой-то абстрактной справедливости». «Справедливость – это чуткость к индивидуальному, духовному миру каждого». «Справедливость – индивидуальна. Не может быть абстрактной справедливости вне личных интересов, страстей, порывов» «Доброта – это не тон, и не специально подобранные слова. Если дети чувствуют в широком эмоциональном диапазоне своего наставника, как он глубоко переживает и радости и огорчения, и тревогу, и возмущение, правдивость своего наставника, - это и есть настоящая доброта» «мы называем воспитанием … великое творчество повторения себя в человеке. (…) речь идет, - подводит итог В. А. Сухомлинский, - о завершении самой сложной из всех революций – революции в сознании людей».
«… подчас как бы случайно … мимоходом (…) Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, с которым формирующаяся личность соприкасается». «Ничто так не удивляет, не увлекает. Ничто с такой силой не пробуждает желания стать лучше, как умный, интеллектуально богатый человек.
Ум воспитывается умом, совесть – совестью, преданность Родине –действенным служением Родине. (…) Все показное воспитывает в человеке лицемера».