Человеку на коляске трудно самостоятельно совершить покупку, даже если он попадет в магазин, где нет порогов и лестниц, а двери открываются автоматически. Потому что молоко стоит на самой верхней полке, между рядов места для коляски мало, стоят коробки и контейнеры, и каждый покупатель — с тачкой на колесах. А еще овощи и фрукты нужно взвесить, а на весы не поднять тяжелый пакет. На кассе нужно все переложить на движущийся стол, упаковать в пакеты и унести с собой.
«Пятерочка»
Там, где позволяют сами здания, все стараются оборудовать по требованиям для маломобильных групп — это безбарьерный вход и широкие автоматические двери. Можно ли развернуться между стеллажами, есть ли указатели по продуктам, маленькая корзина, чтобы удобно было поставить на колени, широкий ли проход для коляски на кассе? Особых условий для маломобильных групп нет. Есть скидка 5 % по понедельникам до обеда. На вопрос о создании зоны, доступной для людей с инвалидностью, не ответили. Ставлю 3 балла. Был бы у них интернет-магазин, можно было бы дать оценку повыше.
«Перекресток»
По возможности стараются обеспечить беспрепятственный вход в магазин, как требует законодательство. Представитель сети считает удобства индивидуальной историей. На вопрос о создании удобной зоны в магазине ответили, что реконструкция некоторых магазинов идет, но это процесс не быстрый. Предложили отправить свои пожелания по доступности в форме обратной связи. Удобно, что есть интернет-магазин с доставкой, и это снимает часть проблем. Поэтому ставлю 4 балла.
«Магнит»
Беспрепятственный вход, широкие двери стараются обеспечить. Остальное стандартно для супермаркетов. Интернет-магазина нет. Помогут с покупками, если попросить. По поводу удобной зоны для покупателей на коляске затруднились ответить. Зато дают скидку инвалидам 10 % с понедельника по четверг с 9 до 11 утра. Ставлю 3.
«Азбука вкуса»
Доступность оказалась хуже, чем в других супермаркетах. Широкие проходы для колясок есть, но пандусы не везде. Автоматические двери только там, где позволяет площадь. Но есть интернет-магазин с быстрой доставкой. На вопрос о создании удобной зоны для людей на коляске ответили, что постараются реализовать. Ставлю 4 балла.
«ВкусВилл»
В компании пояснили, что формат их сети — это магазин у дома, и чаще всего небольшой по площади. Доступность пандуса и помещения есть не везде. Так как это зависит от арендуемого помещения. Сейчас безбарьерная среда есть в 30 % магазинов. Магазины устанавливают кнопки вызова, в зале есть сотрудник, который помогает с покупками пожилым людям, мамам с колясками, людям с инвалидностью. Также компания готова брать людей с инвалидностью на работу. Все это обозначено в программе развития компании, проведены тренинги и инструктаж для сотрудников.
В магазинах сети низкие столы на кассах, удобно, чтобы выложить на них продукты. Низко расположен экран, поэтому стоимость продуктов видна, даже если ты на коляске. Продавцы сразу упаковывают товар в пакеты. Есть общие скидки и бесплатная доставка для людей с инвалидностью через партнеров сети — сервисы Instamart или SaveTime. Нравится, что компания открыта к изменениям в сторону доступности и ставит перед собой эти задачи. Ставлю твердые 4 балла.
При этом во всех магазинах ответили, что готовы помочь человеку на коляске сделать покупки. Причем, на всех этапах – зайти, взять продукты с полок, упаковать, оплатить и выйти, дойти до автомобиля. Вот только как это возможно, учитывая загруженность сотрудника и его прямые обязанности, ведь для этого ему придется оставить свое рабочее место на неопределенный срок и сопровождать человека с инвалидностью. Ходить в супермаркет человек на коляске может только с сопровождающим.
Светлана, спасибо за комментарий. Скажите, пожалуйста, а когда доступные Вкусвиллы будут обозначены на карте?