В разное время руководили СССР разные люди, находившиеся на разных партийных и государственных должностях. Формально главой РСФСР, а затем СССР был руководитель сначала Всероссийского (с 1922 г. Всесоюзного) Центрального исполнительного комитета, затем — Председатель президиума Верховного совета СССР, но фактической властью обладали лишь те из них, кто совмещал этот пост с постом генерального (в 50-60-е гг. первого) секретаря ЦК КПСС.
Вначале полноту власти (при определённой коллегиальности) сосредоточил у себя в руках глава советского правительства — Председатель СНК РСФСР, а затем СССР Ленин. После его смерти страна управлялась коллегиально — в это же время происходила борьба за власть, постепенно удалившая от неё наиболее влиятельные фигуры — руководителя Красной армии Троцкого, председателей Московского (Каменева) и Петроградского (Зиновьева) комитетов партии, преемника Ленина на посту предсовнаркома Рыкова и других. Как раз в ходе этой борьбы пост генерального секретаря партии становится ключевым — если он при создании мыслился лишь техническим (генеральный секретарь был главой секретариата партии, который ведал повседневной партийной работой, в то время как более серьёзные вопросы решались на Политбюро и Оргбюро центрального комитета), то к концу 20-х он позволил поставить под полный контроль весь партийный аппарат, и с опорой на него расправиться со всеми более-менее значимыми фигурами, теми, кто был соратниками Ленина.
Концентрация власти в руках партийного лидера (совместившего в своих руках к 1940 г. также руководство вооружёнными силами — в должности наркома обороны — и правительством в целом — в должности предсовнаркома, затем — предсовмина СССР) сохранялась до 5 марта 1953 года, когда руководство партии вернулось к схеме коллективного управления страной, а должности, ранее сконцентрированные в одних руках, были распределены. Период 1953-1955 годов также стал временем борьбы за власть, в ходе которой победил тот, кто возглавил партийный аппарат — и уже до конца советской власти именно глава партии и был наиболее властной фигурой в СССР, при этом некий остаток коллегиальности всё же сохранялся; после 1964 года генеральные секретари партии никогда больше не совмещали свою партийную должность с должностью главы правительства, предпочитая становиться председателями Президиума ВС СССР — формальными главами советского государства.
старый дилетант, это кто "сами были такие"? Академик Вавилов ?А может Королёв ? Или многие тысячи крестьян посмевших завести лишнюю корову?
смотря какой "генсек"... сталин сам... хрущ сам... леня вместе с бандой...
Любой, Al Patrick, любой .. Лучший друг физкультурников, Первый, Генеральный или Отец нации\Туркмен-баши..
Сталин , как я уже писал, мог стать "одним из "сгоревших на работе" в начале "карьеры", Н.С. Хрущева - "скушали" в конце..
Там, где Власть - там одиночки не выживают.
Конечно роль личности значит много, но основная сила власти в СССР была вовсе не в фигуре генсека, не в Политбюро и ленинском ЦК, а в тысячах и тысячах партийных организаций, пронизывающих все сферы деятельности страны. И это была очень сильная партия, которой нынешняя номенклатурная "Единая Россия" "в подметки не годится".
Александр, не забывайте про принцип "демократического централизма". Постановление ЦК было обязательным к исполнению всеми членами и ВКП(б) и КПСС. А негативный отчет инструктора обкома или, не дай бог, ЦК КПСС о работе руководителя региона или предприятия , по последствиям, был серьезнее претензий Прокуратуры и МВД вместе взятых. Точнее эти структуры вполне могли подключиться "по итогам" . В т.ч. и потому что и прокурорские и милиция также были членами КПСС.
Партия была действительно большая и с огромными возможностями. А аппарат на областном и районном уровне бывало , что работал по 12-15 часов в день.
Де-юре единоличного лидера в СССР до президентства Горбачёва не было вообще. Перечитайте Конституции 1936 и 1977 года - там ничего не говорится о каких-либо особых правах, данных Председателю Президиума Верховного Совета. Высшей властью государства объявлен коллективный орган - Президиум в целом.
Александр, де-юре, высшей органом государственной власти в СССР был (ст.108 Конст. 1977 г.), все-таки, Верховный Совет СССР, а Президиум Верховного Совета был таковым в периоды между сессиями Верховного Совета. И вы правы, оба органа - решения принимали коллегиально. Но аппарат - он всегда сильнее и опытнее в аппаратных играх. А Председатель Президиума еще и "первый, среди равных" в этих игрищах.
Если почитать Маркса повнимательнее, то можно увидеть, что ничего нового, а тем более научного в его учении нет. Немецкая философия, английская политэкономия и французский утопический социализм. То есть всё то, что приписывают Марксу в экономике было изобретено Адамом Смитом и Давидом Рикардо. Трудовая теория стоимости не выдерживает никакой критики, поскольку она что-то представляет из себя в условиях ручного труда рабочих, а как труд инженеров, управляющих оценивать? По тяжести труда больше всех надо платить именно рабочим. В условиях машинного труда эта теория теряет всякий смысл, поскольку, кроме станочника, оборудование обслуживает вспомогательный персонал, а это уже другие затраты труда. При этом вспомогательный персонал будет заинтересован в нормальной работе оборудования только в том случае, если им будут платить не меньше, чем основным рабочим, а это уже невыгодно предпринимателю. А в конечном итоге покупателю наплевать на затраты производителя или продавца, его интересует окончательная цена, которая складывается на основе баланса спроса и предложения. Да и сам производитель, если он будет тупо стоять на своей цене, в конце концов разорится и обанкротится. Найдутся другие, которые продадут по рыночной цене. О собственности можно сказать кратко. Человек по натуре собственник. В первой десятке слов каждого человека есть два слова: дай и моё. Общенародная собственность на средства производства? Если это так, то каждый человек от мала до велика должен получать хоть маленький кусочек по результатам деятельности, но ни в одной стране социализма нигде такого не было. Социализм французский утопический взят за основу Марксом таковым он остался и по сути. Ни одна страна мира, где провели этот эксперимент, не подтвердила обратного. При сравнении коммунистического и первобытного общества можно отметить множественные совпадения по пунктам. Однако в комментарии подробно не оценишь всё, для этого нужен цикл статей по каждому параметру.
Руководил лидер с советниками в виде ближайшего круга. Если при Ленине руководители министерств и ведомств были еще вполне автономны. то уже при Сталине ни одно серьезное решение не обходилось без визы на "самом верху". Потом коллектив приближенных во главе с лидером оформился в Политбюро ЦК КПСС. Вот это Политбюро и правило. Причем Генсек имел решающий голос.
Остальная партия лишь проводила в жизнь решения, спускаемые сверху.
Алексей Романов, при Ленине никаких министерств не могло быть . Министерства появились в экономической жизни СССР после войны, в 1946 г.
До этого были наркоматы.
Насчет автономности. Все руководители наркоматов (наркомы) несли ответственность перед ЦИКом (Центральным исполнительным комитетом) СССР. ЦИК, а позднее СНК (Совет народных комиссаров), осуществляли исполнительную власть на территории СССР в периодами между съездами Советов.
Не путайте полномочия и место ЦИК СССР с ЦК (Центральным Комитетом) РКП(б) и ЦК КПСС. ЦИК - это орган государственной власти СССР, ЦК и Политбюро ЦК - это органы партийной власти.
И "при Сталине" все государственные решения утверждались, т.е. получали статус "обязательны к исполнению" постановлениями ЦИК, а позднее (после 1938 г.) СНК СССР.
Конечно не нужно забывать, что практически все наркомы и другие крупные хозяйственные руководители являлись членами коммунистической партии, в которой действовал "принцип демократического централизма", т.е. решения ЦК партии являлись обязательными для всех нижестоящих партийных организаций.
В хозяйственной жизни страны партийное влияние было скорее вспомогательным. Этаким дополнительным стимулом к добросовестной работе "ответственных товарищей". Правда "настучать" по голове "не оправдавшему доверие товарищей" такой стимул мог вплоть до "еще один сгорел на работе".
Да в партийной власти, действительно, именно Политбюро ЦК выполняло текущую работу по руководству ком. партией в период между съездами, а Секретарь был "первый среди равных" Но таковым Политбюро стало , "оформилось" как вы пишите, еще "при Ленине" с VIII -го съезда партии в 1919 году.
Руководство СССР всегда было коллегиальным. Генсек и ЦК КПСС могли только согласовать или не согласовать решения Совмина СССР, а сами разрабатывать какие-либо планы и программы были не в состоянии. Система была многоступенчатой: предприятия ежегодно представляли отчёты об итогах выполнения годовых планов и планы на следующий год в свои министерства. Министерства формировали общие планы по министерству, согласовывали их с Госпланом и через Совмин согласовывали их с Президиумом ВС СССР и ЦК КПСС.
Николай, ну здрасти. Развязать войну в Афганистане приняло решение именно Политбюро. Совмин - это всегда исполнительный орган.
КПСС - система власти.
какая разница как назвать члена системы
Ответ подробный, но формальный. И вопрос "кто управляет страной" по идее не должен сводиться лишь к высшему эшелону власти. Кроме высшей власти есть еще и региональная и низовая (муниципальная). Этот аспект в ответе вообще не учтен.
После того когда СССР накрылся медным тазом теперь можно сказать что случилось это по причине того что страной управляли люди невежественные и малообразованные не понимая того гибельного для страны пути как плановая экономика, отказ от частной собственности и много чего ещё.