Само слово ПОНИМАНИЕ речи или ситуации относится к сфере высшей нервной деятельности с анализом, синтезом и формированием устойчивой мыслеформы, связанной с усвоением нового содержания и включением его в систему устоявшихся идей и представлений.
Нарушения в виде отсутствия понимания между людьми или частичного не-до-понимания могут быть обусловлены разным уровнем формирования базовых показателей представлений о теме обсуждения:
- возрастные особенности психики у последующих поколений с формированием новых подходов в освоении цифрового информационного поля событий;
- традиционные ( семейные, национальные, конфессиональные) особенности, закрепленные в поведении и речи, отличающихся от общепринятых конструкций и требующих их соблюдения при формировании консенсуса мнений;
- конституциональные ( гендерные, физические, обусловленные наличием патологий и заболеваний ) особенности, которые влияют на осознанность и принятие решений;
- социальные ( классовые, кастовые, профессиональные) особенности, сложившиеся на основе разного уровня общественного бытия: финансовых, производственных, криминальных условий и предпочтений,
когда не-до-понимание формирует в социуме ( обществе) протестные настроения, то государство по мере осознания своих возможностей старается устранить возникшие разногласия реконструкцией механизмов между отдельными ее членами, стараясь внести ясность в возникший конфликт.