Данный вопрос является предметом спора на протяжении долгого количества времени, ответ на который в своем большинстве зависит от страны местонахождения. Если речь идет о торговле цифровыми деньгами в России, то, к несчастью, тут не существует конкретной правовой базы по этому поводу. Сейчас вопрос только рассматривается и оговаривается в государственном аппарате. Однако, если у человека есть легально полученная прибыль, которую он желает обменять на электронные финансы, пользователь имеет на это все права. При этом он не считается субъектом, нарушающим закон, в частности, если человек является биржевым вкладчиком. Но, с другой стороны, если субъект выступает в качестве банковской организации и меняет настоящие деньги на цифровые, он действует незаконно.
На сегодняшний день в России у криптовалюты нет официального положения. Изначально правительство стремилось остановить формирование цифрового рынка, однако сейчас власти начали работу по развитию органов, которые будут заниматься регулировкой инвестиций и налогообложением данных процессов. Существует достоверная информация о том, что в РФ криптовалюта не запрещена на официальном уровне, правда единое мнение чиновников относительно экономической природы цифровых финансов также отсутствует.
Отличительной чертой крипты в России является неоднозначность законодательного регулирования.
1. Налогообложение. Отдельные эксперты настаивают на основании биржи, делающей определенные отчисления от произведенных операций. Иные утверждают, что компаниям криптовалютного рынка необходимо присвоить статус некоммерческих организаций, а средства, которые они заработали, нужно израсходовать на развитие финансовых структур. Однако крупный бизнес совершенно не согласен с этими утверждениями и требует освободить операции с криптой от обложения налогами.
2. Отсутствие толковой правовой базы. Все законопроекты, которые выносят на рассмотрение чиновники, расходятся с действующим законодательством. На сегодняшний день блокчейн признан информационной структурой, следовательно, он попадает под воздействие нормативов о связи и криптографии. Из этого следует, что контроль осуществления целой цепочки распоряжений просто невозможен.
3. Ответственность. Добычу криптовалюты или майнинг хотят причислить к предпринимательству ввиду того, что данный вид деятельности требует большого потребления электричества. Однако это расходится с действующими административными и уголовными нормативами, поэтому чиновники не могут определиться с наказанием потенциальных правонарушителей.
Еще в 2018 г. перед Московским арбитражным судом был поставлен вопрос о законодательном статусе Bitcoin. Истец настаивал на включение криптовалюты в состав собственности должника и взыскании средств с цифровых финансов. Однако иск был отклонен работниками суда ввиду того, что в законодательстве России отсутствует четкое определение электронной валюты.
Опытные майнеры называют крипту виртуальными средствами, добываемыми путем сложнейших математических расчетов и расшифровывания компьютерных кодов. Представители российского Центрального банка также имеют свою точку зрения на этот счет. Ими было опубликовано письмо под номером ОА-18-17/1027, где крипта была причислена к имуществу, вследствие чего со сделок с участием цифровых денег необходимо взимать налоговые выплаты.
По причине отсутствия разумных правовых постановлений насчет виртуальных активов, постоянно возникают споры по поводу хранения и создания крипты. Квалифицированные юристы говорят о рискованности обмена реальных финансов на электронные, но они также подчеркивают, что человек имеет полное право менять свои заработанные средства на криптовалюту.