Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему во многих патриархальных обществах богом войны была женщина, например, Афродита и Морриган?

История+2
Данил Сторожетский
  ·   · 15,3 K
Популяризатор истории, писатель  · 18 янв 2021  ·
grand_orient

Во-первых, вы определённо перепутали Афродиту с Афиной :) Связь Афродиты с войной ограничена сюжетом о её былом браке с Аресом.

Во-вторых, если уж об этих примерах говорить — что у Афины, что у Морриган "военная" составляющая не единственная, хотя и явно выражена. Особенно у Афины. Но это так, для начала.

В случае Афины не стоит забывать о том, что она явным образом противопоставлена в контексте войны Аресу — как война справедливая и жестокая, как воинское искусство на основе мудрости и ярости соответственно. Вполне логично в таком случае и противопоставить деву-воительницу предельно брутально-маскулинному Аресу, почему бы нет — патриархальность общества такому взгляду, наверное, даже способствует.

Тем более что девы-воительницы в принципе возникают и в греческой мифологии помимо Афины (амазонки-то у нас откуда), и в массе других культур. Тут могут быть разные причины — например, отражение восхищения, любви воинов к своему делу, что очень даже естественно тянет за собой женский образ. То есть представить саму войну, которую так любишь, в виде того, что мог бы полюбить. Как у нас говорится, "кому война, кому мать родна"... ой, кстати, вот и снова вылез женский образ, и опять-таки неспроста. Или, скажем, усиление источника мужества — ну, мол, если доблесть воплощает женщина, то уж мужчине на этом фоне не быть храбрым как-то совсем стыдно. Такой момент, кстати, возникать будет и гораздо позднее — взять хотя бы образ Жанны д'Арк и многие мотивы такого рода в испанской культуре — где при действительно выраженной даже на общем фоне Европы патриархальности всегда просто обожали истории о женщинах, отметившихся на войне.

Что до Морриган — ирландская-то мифология вообще предельно не патриархальна, достаточно вспомнить хотя бы о том, что Туата де Даннанн в принципе, собственно говоря, дети богини Дану.

Опять-таки надо понимать, что боги, даже если они очень сильно очеловечены, как в Древней Греции — это всё-таки не люди, и их половая принадлежность — вещь несколько условная. Тот факт, что греки почитали Афину богиней мудрости, вовсе сам по себе не означал, что они настоящих женщин должны были воспринимать так же.

Популяризация исторической науки каждый день:Перейти на vk.com/grand_orient
1 эксперт согласен
Sergey Nikiforov
подтверждает
3 февр 2021

Ну да, закончить можно тем, что Морригу - вообще не богиня войны.

Курьер, увлекающийся историей, искусством и...  · 29 янв 2021
Афродита не совсем удачный пример. Возможно, когда-то она и была богиней войны, но к эпохе классики никаких следов этого не осталось. Более удачные примеры - Иштар и Сехмет. Воинственность и ярость богинь - сведетельство той рек... Читать далее
Я начинающий писатель. Псевдоним: Соль. Площадка:...  · 18 янв 2021
В некоторых феминистских неоязыческих традициях существует представление о богинях как мирных и доброжелательных существах, основанное на идее древней великой Богини и матриархальном обществе, которые позже в истории были... Читать далее
Жив и ладно. Психолог по диплому. Увлечения:...  · 5 окт 2021
Афродита? Она была богиней любви. А теперь о том, почему во многих понятиях защитники городов и Родина ассоциацируется с женщинами. Если ну очень просто: город/страна - это твой дом, место где живут ваши семьи, где вы... Читать далее