Кроме названных другими комментаторами данного вопроса системных экономических, образовательных, управленческих, производственных и технологических проблем, тормозящих развитие производств, а следовательно и влияющих на производительность труда, есть другая - не менее важная проблема: фактическое отсутствие стандартов работы на определенных должностях и в профессиях, а также отсутствие действующего механизма контроля качества итогового продукта. Например, у школьных учителей есть рабочая программа по которой они учат детей, но нет механизма контроля реальных знаний, которые эти учителя должны были вложить в головы учеников (ЕГЭ как форма контроля не эффективна, так как учащиеся запоминают набор действий, а не знания). Другой пример, в отсутствии контроля за применением внутренних проф. стандартов журналисты разучились доносить до аудитории достоверную информацию. Рабочий на каком-нибудь маленьком заводике может производить 20 деталей, а производит 7, потому что до него не довели норму выработки. Отсутствие стандартов работы при отсутствии конкуренции между работниками и приводит к низкой производительности труда.
Отсутствие экономической, политической и социальной конкуренции. Национальный менталитет. Технологическая отсталость. Образование, оторванное от экономики. Патернализм. Раздутый госсектор. Нефтедоллары...
Что значит "не самые лучшие технологии"? Какие есть технологии у Испании, которых нет у России?