Для начала определимся, что есть "нелепость". Отсутствие перспективы? Нарушение пропорций? Плоскостность изображения? Если все перечисленное, то этому есть разумное объяснение, сокрытое в самой сути средневекового мировоззрения. Приведу пространную цитату из письма одного епископа V века, чей друг попросил его прислать свой портрет в знак укрепления дружеской связи:
«Заклинаю тебя самым дорогим, что есть в нашей дружбе: зачем ты ищешь доказательств любви в пустых формах? Изображение какого человека ты от меня ждешь: небесного или земного? Я знаю, ты желаешь тот образ, что возлюбил в тебе Царь небесный <...> Но я беден и болен, ибо унижен грубым земным своим образом, и как посмею изобразить себя, попирая небесный образ земными преступлениями? Стыдно мне в любом случае: нарисовать себя таким, какой я есть — позорно; таким, какой я не есть — дерзновенно».
Эта цитата относится к переходной от Античности к Средневековью эпохе и ясно отражает новые запросы людей. Античность воспевала красоту человеческого тела, а новое христианское мироощущение считало достойным изображения только божественное естество. Другие культурные запросы — иные приемы изображения в искусстве. И дело не в каком-то упадке и отсутствии технических средств (хотя это тоже было, но лишь в первые два-три века Средневековья), дело именно в ином взгляде на искусство и изображение.
Ну и немного об отсутствии "гениев". Да, их имена в большинстве своем до нас не дошли. Но они были. Достаточно лишь внимательно всмотреться в книжную миниатюру, витражи, скульптуру, чтобы понять: Средневековье изобиловало гениями. Просто не нужно проецировать свои современные представления о "правильном" и "неправильном" искусстве на прошлое. Ведь как писал медиевист Петр Михайлович Бицилли:
Мир, открываемый старыми мастерами, выглядит так, что для его приятия нам приходится отрешиться от всех наших представлений о жизни.
Это цитата в переводе на русский "не, не умею - потомушта в Бога верую. А ты что массон, тебя чего не устраивает?!"
Это они сейчас нам кажутся нелепыми, а в то время были отличными картинами.) Просто взгляд на рисование ведь тоже менялся со временем, появлялись новые возможности, новые подходы.