Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему средневековые картины выглядят нелепо по сравнению с картинами эпохи Возрождения?

Средневековье+2
Анонимный вопрос
  ·   · 28,6 K
Аспирант истфака МГУ, музыкант. Автор Telegram-ка...  · 9 июл 2019  · tele.click/medieval_legacy

Для начала определимся, что есть "нелепость". Отсутствие перспективы? Нарушение пропорций? Плоскостность изображения? Если все перечисленное, то этому есть разумное объяснение, сокрытое в самой сути средневекового мировоззрения. Приведу пространную цитату из письма одного епископа V века, чей друг попросил его прислать свой портрет в знак укрепления дружеской связи:

«Заклинаю тебя самым дорогим, что есть в нашей дружбе: зачем ты ищешь доказательств любви в пустых формах? Изображение какого человека ты от меня ждешь: небесного или земного? Я знаю, ты желаешь тот образ, что возлюбил в тебе Царь небесный <...> Но я беден и болен, ибо унижен грубым земным своим образом, и как посмею изобразить себя, попирая небесный образ земными преступлениями? Стыдно мне в любом случае: нарисовать себя таким, какой я есть — позорно; таким, какой я не есть — дерзновенно».

Эта цитата относится к переходной от Античности к Средневековью эпохе и ясно отражает новые запросы людей. Античность воспевала красоту человеческого тела, а новое христианское мироощущение считало достойным изображения только божественное естество. Другие культурные запросы — иные приемы изображения в искусстве. И дело не в каком-то упадке и отсутствии технических средств (хотя это тоже было, но лишь в первые два-три века Средневековья), дело именно в ином взгляде на искусство и изображение.

Ну и немного об отсутствии "гениев". Да, их имена в большинстве своем до нас не дошли. Но они были. Достаточно лишь внимательно всмотреться в книжную миниатюру, витражи, скульптуру, чтобы понять: Средневековье изобиловало гениями. Просто не нужно проецировать свои современные представления о "правильном" и "неправильном" искусстве на прошлое. Ведь как писал медиевист Петр Михайлович Бицилли:

Мир, открываемый старыми мастерами, выглядит так, что для его приятия нам приходится отрешиться от всех наших представлений о жизни.

Это цитата в переводе на русский "не, не умею - потомушта в Бога верую. А ты что массон, тебя чего не устраивает?!"

Школьный учитель. Два философских.   · 22 июл 2019  ·
kirill_uchit
В православной традиции иконописи использовалась т. н. обратная перспектива — изображение сходится не в центре, а концентрируется вовне иконы, на том, кто смотрит. Получается, что предметы, которые расположены на заднем плане... Читать далее
Телеграм канал о жизни учителя "Здравствуйте, Кирилл Александрович"Перейти на t.me/kirill_uchit
Меня зовут Виктория, я графический дизайнер.  · 4 авг 2021
В эпоху Средневековья в Европе было очень сильное влияние Религии. Художники рисовали людей, фигуры, но они "срисовывали". Это значит, что они рисовали как видели, не разбираясь в конструкции тела человека. Сама наука была не... Читать далее
Подсобный рабочий.   · 6 авг 2020
Потому что в эпоху Возрождения возродилась в том числе и техника живописи. Посмотрите фаюмские портреты, а после укажите на что-то подобное в Средневековье. Вот-вот. Именно способность создавать такие портреты и возвратилась к... Читать далее
Живу печально, но с проблесками.)   · 10 июл 2019

Это они сейчас нам кажутся нелепыми, а в то время были отличными картинами.) Просто взгляд на рисование ведь тоже менялся со временем, появлялись новые возможности, новые подходы.

Вопрос чрезвычайно не корректный. Возрождение началось в разных странах Европы в разные века. Соответственно, средние века тоже охватывали разные периоды художественной жизни Европы. А потом , кто сказал, что эстетика средних... Читать далее
Первый
В Эпоху Возрождения художники возвращаются к идеалам античности. Иллюзия обьема, перспектива - все это делает картины Эпохи Возрождения убедительно реалистичными. А в Средневековье взгляд художника устремлен вовнутрь:... Читать далее