К сожалению я не знакома с российской системой образования, поэтому эту часть я не берусь комментировать. Что же касается зарубежной, то я училась в трех университетах, где за основу принята североамериканская система образования: KIMEP University в Казахстане, Seoul National University в Южной Корее и California State University, Long Beach в США. То насколько напряженными будут занятия зависит от конкретного преподавателя. А мотивация студента работать в течении семестра - от стоимости курса и последствий плохой сдачи экзаменов или непрохождение курса.
Почти у всех преподавателей была свобода как распределить учебное время, сколько экзаменов назначить и какие они должны быть. Обязательными были только 2 midterm'а и один финальный экзамен в Казахстане. Так один преподаватель, вместо трех экзаменов в течении семестра, сделал 10 экзаменов, каждый из которых весил по 10%. Чтобы тебя не отчислили с курса из 60% у тебя должно быть минимум 30%. Естественно, что это стимулирует учиться во время семестра больше и хотя бы набрать проходные 30 баллов. Моя самая любимая схема была 30-30-40: два мидтерма по 30% и один финальный 40%. Были и сумасшедшие преподаватели, которые дробили курс так, что были не только письменные экзамены, но и множество презентаций, проектов и групповых заданий, что каждый из них весил вроде бы немного (1-2% от финальной оценки), но в совокупности даже пропуск одного проекта грозил плохой оценкой за курс. Хотя были и халявные преподаватели, которые назначали легкие тесты или презентации и особенно напрягаться в течении семестра не нужно было. Можно было подготовиться за неделю до презентации и халявить весь семестр.
Какая же мотивация есть у студентов учиться весь семестр? Если студент завалит курс, у него есть шанс пересдать его (так называемый retake), но необходимо опять заплатить за курс полную стоимость. Стоимость одного курса в зависимости от университета может варьироваться от 700$ до нескольких тысяч. Если же студент имеет грант или scholarship, то за плохие оценки может его лишиться.
Живу в Мухосранске(Твери) и у нас балловая система уже введена в двух главных гос. вузах города (ТГУ и ТГтУ)
Учусь по болонской системе в Вышке. Экзамен в итоговой оценке весит 0,4 в среднем, а работа во время модулей в среднем 0,6(она включает летучки,контрольные,рефераты и т.д. Так что учиться приходится на протяжении всего года.
Учусь в Казани в Институте физики. Приходится пол года учиться, а потом все равно ботать с утками ( :) ) в сессию. Насчет зарубежных студентов не знаю. То же могу сказать о меде, авиационном и химическом по рассказам друзей.
Все дело в принципе сохранения энергии. Весь год студенты копят энергию, затем в самый последний момент выбрасывают ее, совершая сверхзвуковой рывок, и моментально выполняют все свои дела.