Я, кроме прочего, преподаю немножко в США. Вот, что происходит тут:
В конце каждого семестра, неделю идут конечные экзамены (final exams). Формат почти всегда письменный: студенты собираются в аудитории, получают вопросы, пишут ответы не бумаге, проверяют ответы потом. Вопросы или всем одинаковые, или 2-3 очень похожих варианта (чтобы меньше списывали у соседей). Многие преподаватели любят вопросы на выбор (multiple choice), т.к. их легче проверять.
По правилам нашего университета, результат конечного экзамена - всего 40% оценки за курс (большинство университетов - олее гибкие). Откуда же берутся остальные 60%?
В течение семестра, я даю 2-3 теста в формате похожем на final - студенты сидят в классе и самостоятельно пишут ответы. Это, я считаю, очень полезно для студентов, т.к. некоторые сидят на лекциях, думают, что все понимают, а на первом тесте обнаруживают, что не знают, как решать задачи.
Большинство преподавателей задают домашнее задание. Оно тоже может быть частью оценки за курс.
Многие курсы включают индивидуальные или групповые проекты. (Например, мой любимый вид проекта - студент иден на семинар (не любой, но я даю им выбор), и пересказывает своми словами, о чем там говорили.)
Кроме того, многие преподаватели дают 10% оценки за появление на лекциях (attendance - то есть приходится тратить время не перекличку студентов) и участие в обсучдениях (participation, что может быть субъективно).
Большинство студентов все равно повторяют материал перед экзаменами и иногда много готовятся. Но если они ничего не делали на курс весь семестр, то даже если они чудом всё вызубрят в последний день и получат хорошую оценку на конечном экзамене (что очень маловероятно), то их оценка за весь курс будет не настолько хорошей.
Живу в Мухосранске(Твери) и у нас балловая система уже введена в двух главных гос. вузах города (ТГУ и ТГтУ)
Учусь по болонской системе в Вышке. Экзамен в итоговой оценке весит 0,4 в среднем, а работа во время модулей в среднем 0,6(она включает летучки,контрольные,рефераты и т.д. Так что учиться приходится на протяжении всего года.
Учусь в Казани в Институте физики. Приходится пол года учиться, а потом все равно ботать с утками ( :) ) в сессию. Насчет зарубежных студентов не знаю. То же могу сказать о меде, авиационном и химическом по рассказам друзей.
Все дело в принципе сохранения энергии. Весь год студенты копят энергию, затем в самый последний момент выбрасывают ее, совершая сверхзвуковой рывок, и моментально выполняют все свои дела.