Климат и логистика.
На традиционной фазе развития, в эпоху аграрной экономики, экономическая мощь страны коррелировала с продуктивностью экосистемы на её территории. В России, как известно, холодно - из чего вытекает и всё остальное. Известно, что границы Организации Варшавского Договора, за вычетом участка в Альпах, примерно тяготеют к нулевой изотерме января. Границы СССР - к изотерме -4 Цельсия. Границы РФ - к изотерме -8 в Европейской части и -16 - в Азиатской.
На индустриальной фазе фактор климата тоже работает, но важнее вопрос логистики. Индустриальная экономика основана уже не на натуральном, а на товарном хозяйстве, то есть на масштабных перевозках и развитой системе путей сообщения. Площадь России гораздо больше, чем у западных стран, а плотность населения - гораздо ниже, чем на Западе. В соответствии с известным расчётом, сделанным перед Первой Мировой войной, российского солдата в среднем нужно было перевезти на вчетверо большее расстояние, прежде чем он смог бы вступить в бой, нежели немецкого. Так вот про все ресурсы, полуфабрикаты и товары можно сказать ровным счётом то же самое.
В результате при существовании в одинаковом режиме у России накапливается постепенное отставание от Запада. Поэтому в истории России наблюдается определённая цикличность: в начале каждого столетия происходит революция ("сверху" или "снизу"), после чего совершается мобилизационный рывок, в ходе которого Россия навёрстывает отставание и вырывается вперёд. Но вечно жить в состоянии мобилизации невозможно, вследствие чего в итоге наступает расслабление, страна начинает "почивать на лаврах" - и отставание накапливается снова.
Айдар Чурагулов, одним словом, рациональных возражений у вас нет. Ок, ясно. Я так и думал.
Доктор Универсалис, человек такого склада ума,действительно ляпнет про климат?Это очень тупо с вашей стороны.
Айдар Чурагулов, благодарю за иллюстрацию моего тезиса.
Айдар Чурагулов, накладные и текущие расходы растут.
Перевозка товара увеличивает розничную цену и требует развивать дорожную инфраструктуру - за это тоже платит Потребитель товара.
Полярная ночь жрет электричество не в меруна на свет и на тепло.
Айдар Чурагулов, Смех без причины признак .... сами знаете. А теперь по существу, климат и логистика эта основа. Из последних примеров - поставки белорусских нефтепродуктов и удобрений через порт Литвы. Несмотря на натянутые отношения с Литвой Беларусь не хочет отказываться от литовских портов, хотя расстояние до Усть-Луги не намного длиннее. Вот и вывод: даже небольшое увеличение транспортного плеча снижает конкурентоспособность товара.
Действительно, плотность населения - один из важнейших факторов. Тут Европу нам уже не догнать. Хотя в начале 20 века еще были шансы подтянуться. Считаю, что во второй мировой мы победили, но все же надорвались. Тоже фактор. Так же незрелость, несамостоятельность, прерванная преемственность так называемых элит, хоть и нельзя их рассматривать в отрыве от общественых процессов, способствовала.
Карфаген был значительно богаче Рима. Византия была значительно богаче турок. Балтийские славяне были значительно богаче немцев. Китай был значительно богаче монголов. И помогло им всем их богатство? При Екатерине II немцы иммигрировали в Россию, при Ельцине немцы вместе с евреями эмигрировали из России. Я знаю только одного учёного, сумевшего дать объяснение цикличности истории. И это - Мошков Валентин Александрович. Да, по Мошкову двадцатый век - это болезнь России, железный век. Зато следующий век Золотой! С 2063 года. Я, наверное, не доживу. А жаль! Посмотреть бы. Знаю я ещё одного исследователя, который исторические циклы описывал этногенезом. И у него Россию ждут годы процветания. А дороги неважны: дирижабли построим.
Логистика и система управления. Два бича российской жизни.
Логистика не дает возможности быстро перемещать ресурсы, а система управления не позволяет нарастить население.