Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему католические монастыри зачастую (вплоть до современности) были центрами науки и образования, а православные — нет?

Образование
Всеволод Морейдо
  ·   · 2,3 K

Я мог бы сыронизировать, дескать католические центры науки и образования трудно не заметить по нескончаемым педофилическим скандалам (вплоть до современности). Но не стану этого делать, ибо если данное явление и имеет какое-то отношение к прогрессивной деятельности католических монастырей - то мне об этом не известно.

Также у меня чешутся руки написать о Папе Льве Седьмом, который склеил ласты от инфаркта, находясь на своей подруге (хотя, данный факт у меня не вызывает неприятия, в отличие от католиков). Или черкнуть пару слов об Иоанне Двенадцатом, которого убил на месте преступления муж его любовницы.  Но вот о клане Пап из семейства Борджиа, которые вошли в историю, как сатанисты и серийные убийцы - мне писать не хотелось бы. Потому я не стану всего этого писать по вышеуказанной причине. Неправильно это.

Пожалуй, попробую ответить на вопрос без чернухи, на малую часть которой я лишь намекнул. Для поднятия духа католиков - чтоб им не было обидно - могу сообщить, что у нас тоже случаются гомосяцкие скандалы в монашьей среде. Конечно, с вышеперечисленными деяниями католических пастырей - не сравнить, но хоть что-то, чтоб не показаться субъективным. 

Причин расхождения в моделях организации монастырей и степени их мирской утилитарности - наверное, много. Не стоит упрощать то, что формировалось многие сотни лет в богосфере, в разной культурной и исторической среде, у разных народов с разной ментальностью.

Начну с того, что христианству - две тысячи лет. Христианству на нашей земле - на тысячу лет меньше. Это серьезная разница.  По Европе христианство активно распространялось, начиная с пятого - шестого веков. То есть, к моменту начала христианизации Руси, совпавшему с расколом мирового христианства на католицизм и православие - европейское христианство уже имело историю в полтыщи лет, сформировавшиеся традиции и религиозные каноны. Мы же на тот момент были язычниками, которым огнем и мечом стали насаждать христианство. Насаждаемое волей и силой - вызывает отторжение и страх. Вот пришли интересные чуваки и сказали - снимай свое барахло из Красного угла в твоей избе и вешай туда Христа в рамочке. А твои деды, прадеды и прочие пращуры - молились этому самому барахлу сотни лет. Как так? Какая, нахрен наука и культура? А интересным чувакам зачем наука и культура? Их дело обратить тебя в свою веру, подчинить своей воле. В той же Европе - местами тоже такое было. Но это было архидавно, а потому потеряло остроту в восприятии.

Уже на старте у нас были разные позиции. Их монахи заезжали к нам в Новгород, да в Киев - вести ~~пропаганду ~~ миссионерскую деятельность. Вот мы и начали с чистого листа - с православия, мол, мы такие же, но сами разберемся, каким образом нам верить в Бога. Полагаю, в те времена это было вопросом суверенитета: католики - фанаты властной вертикали: Папа для них - заместитель Бога в его отсутствие в расположении части. Папа издает догмы, обязательные к исполнению, ему все подчиняются. С какого перепугу нам кому-то подчиняться? Так что выбор своего, альтернативного пути - был на тот момент объективной необходимостью. 

Насчёт нашего пути и его предпосылок - все предельно ясно. Интереснее, как западные христиане (позднее - католики) докатились до культурных центров на базе монастырей: 

Христианство в Европу затекало тремя фронтами. Каждый из них либо преодолевал, либо интегрировался в уже существующие культуры. На самом деле в Европе мир крутился не вокруг монастырей, а вокруг епископств. И в этих епископствах - было то ещё религиозное средневековье(в худшем смысле этого слова)  Но к счастью для будущих монастырских католиков - существовала такая страна - Иберия. Сегодня она известна, как Ирландия. Туда христианство зашло легко и непринужденно. Занимательный факт: у ирландцев нет ни одного великомученика. Их кельтское язычество очень гармонично трансформировалось в христианство - безо всякого насилия и принуждения. Христианство в Ирландии не требовало отречения от прошлого, все происходило по любви. Особенность Иберии - отсутствие городов. А потому центры христианства образовывались в монастырях маленьких и очень маленьких, что оставляло некоторую свободу творчества. Если вы глянете на дожившие до нашего времени произведения ювелирного искусства и иллюминирования рукописей, которыми славились ирландские монастыри - вы будете впечатлены уровнем - а это, на минуточку, шестой век. 

Вот эти ирландские монахи и пошли с миссионерской деятельностью по всей Европе, организовывая свои монастыри на местах. Таким образом, они, являясь представителями сил добра, разбавили собой формирующуюся религиозную сферу, скатывавшуюся в отдельных местах в терминальную упоротость. 

Культурное развитие ирландцев контрастировало с остальным европейским. Это привлекало внимание и служило примером. Эта самая монастырская модель организации снискала популярность в массах. Епископства стали терять авторитет, миряне потянулись к монастырям приобщиться к высокому-прекрасному. Когда мы видим произведение искусства - мы обязательно связываем его существование с личностью, создавшей его, пытаемся узнать об этой личности больше. Лучшая реклама. У нас не было в соседях ирландцев, которые показали бы нам пример модели организации. А для создания своего - недоставало опыта, истории и толкового промоушена. Новички, соревнуясь со старичками - всегда допускают ошибки. На эти ошибки - наслаиваются другие, как снежный ком. Такой вот альтернативный путь. Отмечу, что обсуждаемые мною косяки относятся исключительно к менеджерам, не к вере, или Богу. Я уважаю чувства верующих, но сам к ним не отношусь. С детства для меня церковь - что то мрачное, угрюмое, трагичное и уместное только на кладбище. Простите, если кого обидел - не со зла.

Следует также отметить и положительную сторону такого расклада с культурой, наукой и церковью у нас: пандемии и эпидемии, унесшие сотни миллионов жизней по всему миру - укрепляли положение церкви, но только не у нас. Люди считали неизлечимые смертельные болезни наказанием от Господа. В России была единственная значительная эпидемия чумы в семнадцатом веке.  Государство не стало отдавать на откуп церкви проблему и приняло жёсткие меры. В те времена схема противостояния эпидемиям была везде примерно одинаковой. Но у нас она реализовывалась и имела успех. Жёсткий карантин, оцепление заражённых областей, противоэпидемические меры позволили минимизировать ущерб. В ту эпидемию погибло от нескольких десятков тысяч до нескольких сотен тысяч. В Европе - гибли десятками миллионов. Примерно в те же года только в одном Лондоне за раз погибло сто тыс человек. В Неаполе - двести тысяч. Люди стремились в эти культурно-просветительские монастыри в поисках спасения у Бога и продвинутых монахов. Но по факту - лишь увеличивали масштабы катастрофы. Во время пандемии чумы в четырнадцатом веке за два года в Европе погибло 25 млн человек. Я понимаю, что это - слабый аргумент, но другого у меня для вас нет )

Резюмирую: если честно, мне не по себе, как представлю наши монастыри, занимающиеся наукой и образовательной деятельностью в широких массах, хоть я и достаточно консервативен и в своей жизни встречал кристально чистых душой и помыслами работников культа.

Иберия - это Пиренейский полуостров, а также Грузия, но никак не Ирландия. Ирландия по-латыни называлась Гиберния.

Я бы не стал использовать столь категоричное отрицание "никак не Ирландия" по причине того, что есть разные мнения на этот счёт. Приоритетным для меня является мнение самих ирландцев, поскольку мы говорим о самоназвании страны. Название происходит от кельтского имени *Īweriū, которое переделали  некоторые авторы, включая Птолемея, на латинский лад в Хибернию. Об этом писал Кай Юлий Солин в третьем веке, например (Solinus C.J. Collectanea reum memorabilium)  

Это же название присутствует в научных работах отечественных авторов, например Е.Ю.Ивановой, в журнале Вестник славянских культур 2008 год. 

Заслуживает внимания и этот источник: Histoire des Gaulois. E. Thevenot. 

Но если ты обратишься к соответствующей карте Птолемея, то с удивлением обнаружишь, что он умудрился наворотить в ней кучу ошибок, например, потеряв в названии Гиперборея первую букву. С таким же успехом он мог добавить эту букву в название острова  на этой же карте. А спустя сотни лет исследователи, воспринимая Птолемея, как истину, запустили ошибку в тираж. А мы с тобой, как дураки будем спорить.

Hibernia is the Classical Latin name for the island of Ireland. The name Hibernia was taken from Greek geographical accounts. During his exploration of northwest Europe (c. 320 BC), Pytheas of Massalia called the island Iérnē (written Ἰέρνη). In his book Geographia (c. 150 AD), Claudius Ptolemaeus ("Ptolemy") called the island Iouerníā (written Ἰουερνία, where "ου"/ou stands for w). The Roman historian Tacitus, in his book Agricola (c. 98 AD), uses the name Hibernia.

ἸουερνίαIouerníā was a Greek rendering of the Q-Celtic name *Īweriū, from which eventually arose the Irish names Ériu and Éire. The name was altered in Latin (influenced by the word hibernus) as though it meant "land of winter".[1]

Да и какая разница, какой вариант точнее? В любом случае на Пиринеях Иберией называлось место, где эти самые кельты, впоследствии ставшие ирландцами и жили:

Предполагается, что в древности, приблизительно ок. 900 г. до н. э. в Иберии, в состав которой входили нынешние Испания и Португалия, существовали многочисленные поселения кельтов. Согласно ирландской легенде, кельты, колонизовавшие Ирландию, прибыли на остров из Испании. Кельты, жившие в Иберии, оказались втянутыми в войну между Карфагеном и Римом и заплатили ужасную цену за свое участие в ней. Карфагенский полководец Гамилькар Барка вторгся на южное побережье Иберии, а его сын, знаменитый Ганнибал, решил высадиться в Иберии, чтобы напасть на Рим, обойдя его с тыла по землям кельтов. Кельты заключили союз с Ганнибалом, и римляне после падения Карфагена в 197 г. до н. э. жестоко отомстили им за этот сговор. Римские легионы захватили и колонизовали земли иберийских кельтов, которых они преследовали с особой жестокостью. Сервий Сульпиций Гальба в 151 г. до н. э. даже приказал умертвить всех кельтов, сдавшихся в плен. Война между кельтами и римлянами в Иберии продолжалась вплоть до середины I в. до н. э. После этого оставшиеся в живых кельты постепенно ассимилировались и усвоили римский уклад жизни.

(Источник: «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. с англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.)

Лично мне кажется абсолютно логичным и обоснованным название Иберия Ирландии, которое дали кельты, ставшие ирландцами по наименованию их компактного проживания на предыдущей родине. И мне кажется абсолютно глупым поступком кельтов давать название своей новой родине на языке тех, кто их беспощадно геноцидил - на языке своих врагов. Это, как если бы мы после ВОВ назвали какой нибудь свой город немецким названием.  

В любом случае, слишком много времени прошло и слишком мало свидетельств осталось, чтобы наш спор имел смысл. Мы не все свои названия знаем на такой исторической дистанции, а претендуем на исчерпывающую информацию о древнем прошлом кельтов.

Я услышал твою точку зрения и, полагаю, обосновал свою точку зрения максимально развернуто.

Мы о разном говорим. Вы говорите об этимологии различных названий и пытаетесь проследить забытые связи между ними, а я говорю об общепринятых на сегодняшний день (и в последние несколько сот лет) названиях этих мест, а именно: Ирландия/Hibernia/Ireland/Eire; Иберия/España/Испания. 

К тому же Вы совершенно необоснованно пишете о том, что кельты заселили Ирландию именно с Пиренейского полуострова, так как все материковые кельтские языки, в т.ч. и кельтиберский, очень сильно отличаются от островных кельтских языков и по фонетике, и по типологии порядка слов (VSO), которые сближаются в этом отношении с берберскими языками и отличаются от всех других европейских языков, тогда как континентальные кельтские языки в этом отношении ничем не отличались от других индоевропейских языков Европы - италийских, германских, иллирийских, балтских, славянских.

Ещё дополню об отличиях островных кельтских языков от континентальных кельтских: для островных характерны также такие несвойственные для индоевропейских языков черты, как противопоставление абсолютной и конъюнктной флексий, а также спрягаемые предлоги (все эти черты свойственны североафриканским берберским языкам, но совершенно нехарактерны для любых  индоевропейских языков, кроме островных кельтских).

Пожалуй, для меня - слишком глубоко. Я малообразован, к сожалению.

Спасибо за разъяснение.

" С детства для меня церковь - что то мрачное, угрюмое, трагичное и уместное только на кладбище."
И Пасха тоже? Простите, если Вас обидел - не со зла.
Химик, кристаллограф. Живу в Испании, раньше...  · 8 нояб 2019
Католические монастыри были центрами науки исключительно на фоне окружающего мира. В Византии гораздо лучше сохранились традиции античного светского образования, так что не было такого контраста между монахами и горожанами. В... Читать далее
Из чего Вы вынесли суждение. что католические монастыри были центрами науки? Из художественных фильмов? Ни в каких... Читать дальше
пользователь TheQuestion.  · 8 нояб 2019
Я бы только добавил к другим ответам, что православные монастыри и в России тоже были центрами науки и образования. Но это закончилось примерно в то время, когда самостоятельность церкви закончилась в результате реформ... Читать далее
Муж жены. Учу жену щи варить  · 30 окт 2021
Я побывал в 3-х христианских церквах: православной, католической и протестантской. Позволю себе дать им такие характеристики: 1. Протестантская – это почти академия наук с поправкой на веру в Бога. 2. Католическая –... Читать далее
Электромонтёр. Времени много, читать люблю...  · 30 окт 2021
Ну, вообще то, духовенство было наиболее образованной частью населения и у нас, и в Европе. А, вот, считать монастыри "центрами образования" я бы поостерёгся. Для этого у духовенства (и у нас, и в Европе) имеются другие структур... Читать далее
Телеоператор, история, туризм и ножи.  · 30 окт 2021
В православных монастырях искали смысл жизни во внутреннем духовном перерождении, соотнесении себя с "греховной" сущностью человеческой плоти, а католические монахи очень часто искали "смысл жизни" не во внутреннем... Читать далее
Католик, врач-психиатр, работаю в Германии.  · 19 нояб 2019
Православные монастыри точно так же были центрами науки и образования. В Византии их роль несколько менее заметна, поскольку там с образованием всё было очень неплохо и помимо монастырей. А вот в Западной Европе и на Руси до... Читать далее
Католические монастыри были частью католической церкви, которая распространила своё влияние на огромное число стран. Нельзя управлять такой империей с помощью необразованных крестьян. К тому же служение предполагает умение... Читать далее
Но православные монастыри и были и есть отнюдь не только в России, но и на Ближнем Востоке, в Грузии, в Египте, в... Читать дальше