Проблематикой жертвоприношения и миметического насилия в рамках разработки концепции фундаментальной антропологии занимался французский философ Рене Жирар, который умер не так давно. В частности, в работе "Насилие и священное" (1972) он знакомит читателей со своими теориями мотивов, оснований и пользы жертвоприношений.
Если коротко, то жертвоприношение - это механизм, оберегающий общество от самоуничтожения; средство выплёскивания насилия, которое существует внутри каждого общества. Чистое насилие порождает месть, которая порождает насилие. Образуется порочный круг мести, который ставит под вопрос существование общества. Жертвоприношение направляет поток мести в более приемлемое русло, на тех, за кого не будут мстить. В современном мире функцию жертвоприношения отлично выполняет судебная система. Она разрывает порочный круг мести, но немного иным способом. Так-то.
Если немного подробнее, то Жирар пытается соотнести механизмы совершения жертвоприношения и насильственных действий, что позволяет ему провести анализ культурных переменных, сформированных в обществе. Насилие иррационально, оно всегда найдёт выход, поэтому "неутолённое насилие ищет и в итоге всегда находит заместительную жертву". Эту концепцию легче понять на примере. Существуют рыбы, которые, если их лишить обычного противника, то есть самцов того же вида, с которыми они конкурируют за контроль над определенной территорией, непременно обращают свои агрессивные тенденции против собственной семьи и в итоге ее уничтожают. Жирар выдвигает гипотезу, что ритуальное жертвоприношение основано на замещении того же типа, но в обратном направлении: заклание животных жертв отвращает насилие от одних существ, которых нужно защитить, на других, смерть которых имеет меньшее значение или вообще никакого. Принесение животных жертв в древности, по мнению философа, представляет собой подсознательный, неявно выраженный отводной путь насилия, способ утоления голода, метод перехитрить насилие. Обращаясь на приносимую жертву, насилие теряет из виду первоначально намеченный объект. Стоит отметить, что проблема замещения ставится на уровне всего коллектива. Жертва не замещает того или иного находящегося под особой угрозой индивида, не приносится тому или иному особо кровожадному индивиду — она одновременно и замещает сразу всех членов сообщества, и сразу им всем приносится. "Жертвоприношение защищает сразу весь коллектив от его собственного насилия".
В работе рассматриваются не только животные жертвы, но и человеческие. Жирар отмечает, что между этими двумя видами ритуалов нет принципиальной разницы, а наше нежелание ставить на один план животное и человеческое жертвоприношение связано с тем предельным непониманием, которое вплоть до наших дней окружает этот ключевой аспект человеческой культуры. Логика та же самая: ввести в систему приношение в жертву одних категорий людей, чтобы защитить другие категории. По словам философа, жертвоприношение - это насилие без риска мести. Это определение исходит из самой логики выбора жертв. Между коллективом и ритуальными жертвами отсутствует определенный тип социальной связи — той связи, из-за которой нельзя применить насилие против индивида, не подвергаясь репрессиям со стороны других индивидов, его близких, считающих своим долгом отомстить за него.
Месть играет одну из ключевых ролей в теории Рене Жирара. Месть - это бесконечный процесс, который ставит под угрозу существование всего общества. Между действием, которое месть карает, и самой местью нет четких различий. Месть считает себя карой, а всякая кара требует новых кар. Но и само преступление, которое месть карает, почти никогда не сознает себя первым: оно считает себя местью за более раннее преступление. Она может привести к настоящей цепной реакции с последствиями, которые, в обществе ограниченных размеров, очень скоро становятся фатальными. Умножение кар ставит под вопрос само существование общества. Какое место месть занимает в современном обществе? Мы смогли вырваться из этого порочного круга мести, установив судебную систему. Судебная система - обезличенная концепция (в теории, основанная на справедливости), которая реализует принцип воздаяния. Ответить на такое наказание невозможно, т.к. судебная система не имеет лица.
По Жирару, существует три средства, применяющимися людьми для защиты от нескончаемой мести: 1) жертвоприношение (которое является больше профилактическим средством, нежели полностью элиминирующим месть); 2) заслоны мести (например, судебный поединок или мировая); 3) судебная система (обладает наибольшей степенью эффективности). Предложенная выше гипотеза подтверждается: играть ключевую роль жертвоприношение и вообще обряды должны в тех обществах, которые лишены судебной системы и потому живут под угрозой мести. Лишь судебная система без колебаний всегда бьет по насилию прямой наводкой, поскольку обладает абсолютной монополией на насилие. Благодаря этой монополии, ей обычно удается погасить, а не обострять, не распространять, не умножать месть, к чему привело бы подобное поведение в первобытном обществе. Таким образом, у судебной системы и у жертвоприношения, в конечном счете одна и та же функция, но судебная система бесконечно более эффективна.
Если длиннее и подробнее, то читайте первоисточник Жирара. Он выстраивает длинные логические цыпочки, делает отсылки к другим работам и объясняет логику этого всего на огромном количестве примеров из истории, литературы, мифологии.
В этих книгах статистически раскрыто (сомнительное) влияние жертвоприношений на демографию?