Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Может ли пропаганда иметь художественную ценность?

Политология+2
Демитрий
  ·   · 5,3 K
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница"...  · 5 мар 2016  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com

Представьте себе, что у Путина есть младший брат.

Он влюблён в какую-нибудь популярную киноактрису из списка десяти самых сексуальных женщин России. Так вот, однажды Путин решил заказать одному из своих салонных художников картину, на которой эту самую актрису изображали голой в виде какой-нибудь трендовой языческой богини, выделив из федерального бюджета деньги, на которые можно было бы построить школу для бедных семей, онкологический центр и маленькую часовню. И всё это с единственной целью прославить собственную семью как дом великого правителя, с широчайшим освещением по всем федеральным каналам, и в качестве очередного примера, почему наша культура культурнее всех остальных культур. Затем, после всеобщего одобрения, картину беспрепятственно прячут в подвал одной из гигантских загородных правительственных вилл, и до смерти всех участников этого события, никто, кроме высокопоставленных гостей виллы, её уже никогда не увидит.

Так приблизительно выглядит история "Рождения Венеры" Боттичелли.

Социальные и политические контексты, в которых создавалось то или иное произведение искусства, всегда содержатся в самой работе, и никак не могут быть до конца отделены от неё, это так. Но это не значит, что интерпретация этого контекста с точки зрения другой, последующей эпохи, каким-то образом отменяет или подменяет суть работы "как она есть".

Мне не хочется сильно влезать в тему того, что на самом деле делало искусство соцреализма — это тема другого вопроса — а в данном случае важнее то, что в своих лучших воплощениях соцреализм был внеисторичен, и работал с теми же темами, что и академизм, и романтизм, и живопись Передвижников. "Поднимающий знамя" Коржева или "Строители Братска" Попкова — картины, которые вполне можно было бы назвать пропагандистскими, но у них есть и собственное зерно, которое, в удалении от контекста, никуда при этом не исчезает. Они о жизни, о борьбе, и о людях. А что ещё нужно-то?

А худшие воплощения — просто худшие. Они просто не работают. Когда-то для них был свой социальный заказ, и на том одном они и держались, так что даже сейчас, когда их всё-таки вспоминают, они продолжают рассматриваться не сами по себе, а только как продолжение этого социального заказа. А сами по себе ничего предложить не могут.

Так что дело не в политике. Дело в том, есть ли там что-то ещё. Когда есть — да, работает и в отрыве. Когда нет — нет.

без маленькой часовни никуда

Редактор, канд. ист. наук, история культуры  · 13 мар 2016
Мы относительно хорошо знакомы с политическим контекстом современного нам отечественного искусства. Политический контекст зарубежного искусства знаком нам в меньшей степени. А контекст прошлого мы чаще всего попросту не знаем. С... Читать далее
историк идей, теоретик литературы  · 10 мар 2016
Если под "политикой" понимать борьбу партий, то конечно, со временем подробности этой борьбы становятся неинтересными. Но если под "политикой" иметь в виду выбор друзей и врагов, то нельзя смотреть на соцреализм, не думая о... Читать далее
Scio me nihil scire.  · 4 мар 2016
Можно. По той же логике восхищение картинами Леонардо да Винчи на христианские темы не мешает быть человеку атеистом или последователем другой религии. В искусстве мы рассматриваем мастерство исполнения его предмета и его... Читать далее
UI/UX дизайнер  · 26 авг 2016
Что значит рассматривать? Изучать, анализировать и писать диссертации? Нет. Наслаждаться? Да! Это я вам скажу, как человек неспособный усваивать историю. При этом картинная галерея для меня всегда - центр путешествия в новый... Читать далее
Первый
Маркетолог, брендолог, волонтёр. Имею на все своё...  · 19 авг 2016
Конечно можно! На то оно и искусство, чтобы рассматривать его в разрезе разных тем. Просто когда узнаешь историю шедевра - смотришь на него уже иначе. Устройте эксперимент - найдите что-то новое и составьте мнение, а потом... Читать далее
читаю, рисую, пишу  · 10 мар 2016
Зависит от того, что подразумевается под «рассматривать». Вопрос сформулирован таким образом, что «рассматривать» оказывается как бы тождественно «восхищаться». Восхищаться можно чем угодно на каком угодно расстоянии, но «рассма... Читать далее
студентка  · 8 июн 2016
Это имеет место быть.Хороший пример - кино. Вполне можно восхищаться, к примеру, "Рабыней любви" Кончаловского и в то же время быть несогласным с идеологической стороной киноленты. Хотя в данном случае, идеалогия условна, по... Читать далее
Первый
без пяти минут искусствовед  · 13 мар 2016
Искусствовед Тарабукин писал о том, что искусство всегда в конечном счете выражает формулу "l art pour l art", так как независимо того, в каких целях оно создается, тогда, когда оно переносится в музей и начинает рассматриваться... Читать далее