Действительно, вряд ли уместно говорить о том, существует ли какое-нибудь "главное стихотворение XX века". Для одного таким стихотворением будет текст Целана, а для другого - текст Одена. Разнообразие огромно, потому что в течение прошлого столетия было написано множество восхитительных текстов на всех европейских языках. Возможно, больше, чем в какой бы то ни было период. С другой стороны, вообще непонятно, как определить этот самый XX век: где его начало, а где - конец? Например, французский философ Ален Бадью ввел специальную категорию "Век поэтов" для обозначения эпохи, когда поэзия в ряде вещей временно потеснила философию. Среди прочих авторов, Бадью помещает в эту категорию Артюра Рембо и Стефана Малларме, которые дали свои ответы на вопрос "Что такое человек с приходом модерна?" Лично для меня, в этом "растянутом двадцатом веке" главным стихотворением будет "Спящий в ложбине" (в долине) Артюра Рембо, потому что в этом тексте происходит радикальное изменение оптики, сказавшееся на последующей поэзии. Нет смысла искать его по-русски, потому что все русские переводы - плохие. Но я попытаюсь объяснить, что именно там происходит, чтобы было понятнее, почему Le dormeur du val - по-моему - главное стихотворение века. Грубо говоря, этот текст не является самостоятельным: он был ответом на стихотворение де Банвилля, которое было посвящено аналогичной теме: смерти солдата во франко-прусской войне. Но де Банвилль начал свой текст с констатации этой смерти, и это было совершенно в духе XIX столетия, еще не способного на создание "спецэффектов", на превращение культуры в спектакль, а жизни - в индустрию. В то же время Рембо начинает свой текст с описания долины, которая сравнивается с дырой (trou), с неким проемом, разъемом. Затем взгляд перемещается на спящего у ручья солдата, а уже потом взгляд обнаруживает две дыры (опять trou) в теле солдата. Всё сделано так, чтобы это было неожиданно. Важно читать стихотворение Рембо именно вместе с текстом де Банвилля, чтобы чувствовать трансформацию зрения, самого способа смотреть, который станет доминирующим с появлением кино. Также следует держать в голове франко-прусскую войну, которая привела к торжеству "немецкого духа", к победному завершению строительства немецкой империи и, в конечном счете, спровоцировала Первую мировую войну. Артюр Рембо со свойственным ему юношеским максимализмом как бы подспудно воспевает красоту войны и ординарность смерти на войне. Эстетизация войны, как сейчас стало понятно, превратилась чуть ли не в отличительную черту XX и XXI веков. Можно бесконечно сокрушаться по поводу Второй мировой войны, но в каком-то смысле в одном пункте она схожа с войной в Донбассе или войной в Ираке: во всех случаях имеет место эстетизация. Разве что только в двух упомянутых войнах есть зрители, а во Второй мировой их не было, ведь все были участниками (можно сказать, что она была тотальной инсталляцией). Рембо первым уловил это, кроме того, смерть в Le dormeur du val - это "всего лишь смерть", она ограничена телом, она не превращается в повод поговорить о чем-нибудь еще: тело - это последняя граница, которую еще можно определить (как у нищего нет ничего, кроме его тела, так и у солдата есть только тело: "Дано мне тело, что мне делать с ним", - писал другой поэт, Мандельштам).
Глеб, вы когда напишете книгу, прошу Вас - дайте знать!