Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Какое стихотворение можно назвать главным стихотворением XX века?

Искусство и культураЛитература+1
Владислав Забалуев
  ·   · 17,8 K
Первый
переводчик  · 3 июл 2016

Действительно, вряд ли уместно говорить о том, существует ли какое-нибудь "главное стихотворение XX века". Для одного таким стихотворением будет текст Целана, а для другого - текст Одена. Разнообразие огромно, потому что в течение прошлого столетия было написано множество восхитительных текстов на всех европейских языках. Возможно, больше, чем в какой бы то ни было период. С другой стороны, вообще непонятно, как определить этот самый XX век: где его начало, а где - конец? Например, французский философ Ален Бадью ввел специальную категорию "Век поэтов" для обозначения эпохи, когда поэзия в ряде вещей временно потеснила философию. Среди прочих авторов, Бадью помещает в эту категорию Артюра Рембо и Стефана Малларме, которые дали свои ответы на вопрос "Что такое человек с приходом модерна?" Лично для меня, в этом "растянутом двадцатом веке" главным стихотворением будет "Спящий в ложбине" (в долине) Артюра Рембо, потому что в этом тексте происходит радикальное изменение оптики, сказавшееся на последующей поэзии. Нет смысла искать его по-русски, потому что все русские переводы - плохие. Но я попытаюсь объяснить, что именно там происходит, чтобы было понятнее, почему Le dormeur du val - по-моему - главное стихотворение века. Грубо говоря, этот текст не является самостоятельным: он был ответом на стихотворение де Банвилля, которое было посвящено аналогичной теме: смерти солдата во франко-прусской войне. Но де Банвилль начал свой текст с констатации этой смерти, и это было совершенно в духе XIX столетия, еще не способного на создание "спецэффектов", на превращение культуры в спектакль, а жизни - в индустрию. В то же время Рембо начинает свой текст с описания долины, которая сравнивается с дырой (trou), с неким проемом, разъемом. Затем взгляд перемещается на спящего у ручья солдата, а уже потом взгляд обнаруживает две дыры (опять trou) в теле солдата. Всё сделано так, чтобы это было неожиданно. Важно читать стихотворение Рембо именно вместе с текстом де Банвилля, чтобы чувствовать трансформацию зрения, самого способа смотреть, который станет доминирующим с появлением кино. Также следует держать в голове франко-прусскую войну, которая привела к торжеству "немецкого духа", к победному завершению строительства немецкой империи и, в конечном счете, спровоцировала Первую мировую войну. Артюр Рембо со свойственным ему юношеским максимализмом как бы подспудно воспевает красоту войны и ординарность смерти на войне. Эстетизация войны, как сейчас стало понятно, превратилась чуть ли не в отличительную черту XX и XXI веков. Можно бесконечно сокрушаться по поводу Второй мировой войны, но в каком-то смысле в одном пункте она схожа с войной в Донбассе или войной в Ираке: во всех случаях имеет место эстетизация. Разве что только в двух упомянутых войнах есть зрители, а во Второй мировой их не было, ведь все были участниками (можно сказать, что она была тотальной инсталляцией). Рембо первым уловил это, кроме того, смерть в Le dormeur du val - это "всего лишь смерть", она ограничена телом, она не превращается в повод поговорить о чем-нибудь еще: тело - это последняя граница, которую еще можно определить (как у нищего нет ничего, кроме его тела, так и у солдата есть только тело: "Дано мне тело, что мне делать с ним", - писал другой поэт, Мандельштам).

Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница"...  · 28 июн 2016  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com
Этот текст очень легко назвать, но сказать о нём что-то большее будет довольно трудно. К счастью, делать этого здесь, в форме свободного ответа, скорее всего, и не нужно — общий объём комментариев к этой поэме превышает её... Читать далее

Глеб, вы когда напишете книгу, прошу Вас - дайте знать!

историк идей, теоретик литературы  · 1 июл 2016
Это "Псалом" Пауля Целана (1963). Здесь можно узнать оригинал и русские переводы: http://magazines.russ.ru/inostran/1999/12/celan.html  Стихотворение говорит о том, как возможна жизнь после катастрофы. Вернуть погибших... Читать далее
Кандидат философских наук, магистр гендерных иссле...  · 1 июл 2016
Я думаю, что "1 сентября 1939 года" У. Х. Одена. Для англоязычной поэзии этот стихотворение является абсолютно каноническим.  Но на русский язык она к сожалению до сих пор не переведена так чтобы сохранилось её скорбная торжеств... Читать далее
главный редактор журнала поэзии «Воздух»  · 1 июл 2016
Существуют вопросы, на которые можно (как демонстрирует Глеб Симонов) ответить с блеском, но невозможно ответить правильно. Дело в том, что никакое стихотворение нельзя назвать главным стихотворением XX века: это противоречит... Читать далее
ПУСТОШЬ `Nam Sibyllam quidem Cumis ego ipse oculis meis vidi in ampulla pendere, et cum illi pueri dicerent:... Читать дальше