Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Какое стихотворение можно назвать главным стихотворением XX века?

Искусство и культураЛитература+1
Владислав Забалуев
  ·   · 17,8 K
главный редактор журнала поэзии «Воздух»  · 1 июл 2016

Существуют вопросы, на которые можно (как демонстрирует Глеб Симонов) ответить с блеском, но невозможно ответить правильно. Дело в том, что никакое стихотворение нельзя назвать главным стихотворением XX века: это противоречит самой сути произошедшего в XX веке с западной цивилизацией (в рамках которой мы и ведём беседу: совершенно понятно, что для китайских, японских, арабских интеллектуалов обсуждаемый вопрос если и имеет смысл, то с совершенно непредставимым для нас полем возможных ответов).

Модернистская революция, начавшаяся в поэзии с Бодлера, но вообще-то затронувшая все области культуры, по-иному расставила ценностные акценты во всём, что касается творчества и искусства. Если сказать совсем просто, то на смену стремлению к универсальности высказывания пришло стремление к его уникальности. Чтобы обрести общезначимую ценность, произведение и его автор должны как можно отчётливее обозначить собственное неотъемлемое место. Постепенно, естественно, возникал вопрос о том, где взять столько мест, — и на смену модернистской системе представлений выступала постмодернистская, ставящая под вопрос сами возможности уникального и универсального и заостряющая внимание на тех условиях и условностях, благодаря которым эти свойства (уникальность и универсальность) возникают и действуют в культуре. Для модерна «главное стихотворение» — главное в рамках данного направления, данной тенденции, данного авторского корпуса, и в другом литературном направлении будут устанавливаться совершенно другие приоритеты (а нейтральной точки, из которой можно было бы заключить, что, скажем, футуристы со своими приоритетами важнее, чем символисты, — не существует). Для постмодерна «главное стихотворение» — главное в рамках данного подхода, данной интерпретации: вот это — главное стихотворение о неизбежности катастрофы, а вот это — главное стихотворение о неизбежности жизни после катастрофы, вот это — главное стихотворение для высокоучёных консерваторов, а вот это — для бодрых и не склонных к лишней рефлексии леваков...

Вопрос же о «главном стихотворении вообще» задаётся из домодернистской (а то и доромантической) ситуации, как если бы на дворе стоял 1850-й, а лучше 1750-й год. Но нет, у нас 2016-й — так что ничего одного главного ни в какой области больше нет и не будет. Есть и будет, однако, много важного и необходимого.

ПУСТОШЬ `Nam Sibyllam quidem Cumis ego ipse oculis meis vidi in ampulla pendere, et cum illi pueri dicerent:... Читать дальше
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница"...  · 28 июн 2016  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com
Этот текст очень легко назвать, но сказать о нём что-то большее будет довольно трудно. К счастью, делать этого здесь, в форме свободного ответа, скорее всего, и не нужно — общий объём комментариев к этой поэме превышает её... Читать далее

Глеб, вы когда напишете книгу, прошу Вас - дайте знать!

историк идей, теоретик литературы  · 1 июл 2016
Это "Псалом" Пауля Целана (1963). Здесь можно узнать оригинал и русские переводы: http://magazines.russ.ru/inostran/1999/12/celan.html  Стихотворение говорит о том, как возможна жизнь после катастрофы. Вернуть погибших... Читать далее
Кандидат философских наук, магистр гендерных иссле...  · 1 июл 2016
Я думаю, что "1 сентября 1939 года" У. Х. Одена. Для англоязычной поэзии этот стихотворение является абсолютно каноническим.  Но на русский язык она к сожалению до сих пор не переведена так чтобы сохранилось её скорбная торжеств... Читать далее
Первый
переводчик  · 3 июл 2016
Действительно, вряд ли уместно говорить о том, существует ли какое-нибудь "главное стихотворение XX века". Для одного таким стихотворением будет текст Целана, а для другого - текст Одена. Разнообразие огромно, потому что в... Читать далее