Вот несколько произведений XII-XV веков с моими небольшими комментариями:
1° Несколько кельтских скел ("Недуг уладов", "Рождение Кухулина", "Бой Кухулина с Фердиадом", "Сватовство к Эмер") - узнаете, почему идеальный кельтский воин имел семь зрачков и семь пальцев на руках и ногах, не ел собачье мясо и не мог отказать женщине разделить с ней трапезу;
2° Одна (самая короткая) исландская сага ("Сага о Гуннлауге, Змеином Языке") - узнаете, сколько марок серебра хороший скальд получал за хорошую драпу ("хвалебная песнь") и почему герои предпочитали не говорить о любви;
3° "Песнь о Роланде" (в пер. Ф. Де-Ла- Барта) - узнаете, о чем думал эпический герой перед смертью и почувствуете, насколько бедной на эмоции была литература до открытия романтической любви в к. XI столетия;
4° "История моих бедствий" Пьера Абеляра - узнаете многое о женском образовании в XII веке, поймете, почему удары, которые наносил Абеляр своей ученице Элоизе были "приятнее любого бальзама" и оцените смелость девушки, которая предпочла называться любовницей философа, чем женой императора;
5° "Гаргантюа и Пантагрюэль" Франсуа Рабле - узнаете, жениться или не жениться, пить или не пить, погрузитесь в атмосферу бахтинского карнавала и поймете, какая подтирка самая лучшая.
Дополню незаслуженно пропущенными Карло Гольдони "Слуга двух господ" и Мольером "Скупой", "Тартюф"," Мнимый больной".И осталось место для басен Лафонтена.
"Симплициссимус" Гриммельсгаузена.
Самый главный плутовской и сатирический роман Германии семнадцатого века. В немецком культурном сознании образ главного героя стал нарицательным, как Остап Бендер в СССР или Кандид во Франции.