Знаете, в чем самая большая проблема нашего общества? В том, что люди берутся судить о глобальных вопросах, при этом даже не удосужившись обратиться к базовым нормативным актам. Вообще-то, полномочия - это не права, а обязанности. То есть если у муниципалитета есть полномочия по обеспечению общего образования - это значит, что муниципалитет обязан сделать так, чтобы все дети в нем могли получить это самое общее образование. И не важно, какая там транспортная доступность, какие проблемы с кадрами и инфраструктурой. И любое полномочие требует определенного финансирования. А откуда берутся на это деньги? Открываем 9 главу Бюджетного кодекса РФ и читаем, там все прописано. Дальше, открываем 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и читаем, какие же есть полномочия у муниципальных органов власти. И соотносим это с тем, что если хочется себе дополнительные полномочия - значит надо обеспечить финансирование этого полномочия. Откуда будем брать деньги? Введем местные налоги и сборы? Много желающих будет раскошелиться на это? Попросим дотаций из регионального и федерального бюджета? А там откуда деньги берутся? Перестроим принципы перераспределения поступлений доходов в бюджеты разного уровня? Замечательно. Муниципалитеты, где есть крупные налоговые резиденты, смогут позволить себе все, что душа пожелает, а остальные? Им откуда брать деньги? А как быть с единым политическим и правовым пространством страны, с равенством прав граждан? Ведь если мы перестраиваем систему перераспределения поступлений, она должна быть одинаковой по всей стране. Как будем осуществлять бюджетное выравнивание, если у нас не будет федеральной "кубышки"? Вводить обязательство для богатых муниципалитетов содержать бедные? А им это для чего надо?
Поэтому, прежде чем строить прекрасные планы, попробуйте сначала опуститься на грешную землю, почитать законы, понять, как работает система.
Ну и пример из истории, чтобы соответствовать тематике. В 1864 году в Российской империи была проведена земская реформа. Одним из полномочий, переданных земствам стало создание земских школ. Изначально они финансировались практически исключительно за счет средств земств и местных обществ, но после появления в России Думы, расклад резко изменился - основное финансирование начало идти из государственного, а не местного бюджета. Почему так произошло догадаться не трудно, если обратиться к источникам. В докладе Котельнической земской управы (Вятская губерния) 1868 г. указано: «Наставники сельских училищ получают содержание в год не свыше 100 руб. Учитель городского приходского училища 114 руб. 40 коп. в год, его помощник - 75 руб. и законоучитель 28 руб. 60 коп.». Для сравнения, квалифицированный рабочий в это же время зарабатывал около 1 рубля в день. Вот, что бывает, когда полномочия появляются, а средств для их финансирования не хватает.