Если вы решили заработать на коммерческой недвижимости, в первую очередь стоит определиться с сегментом рынка, каждый из которых имеет свои особенности, рассмотрим основные из них.
Офисы
Особенность данного сектора заключается в прямой зависимости стоимости аренды от текущей ситуации в экономике страны. После февральских событий 2022 года имеются высокие риски ухода иностранных компаний, что может привести к росту вакансии на рынке и давлению на арендные ставки.
Складская недвижимость
Пандемия сподвигла многие крупные бренды одежды, мебели и бытовой техники активно развивать e-commerce. Онлайн-ритейлу нужны логистические центры предоставляющие площади от нескольких десятков до сотни тысяч квадратных метров. По оценке CORE.XP, в 2022–2023 годах спрос на склады сохранится на высоком уровне в 3–3,5 млн кв. м в год.
Инвестировать в складские объекты стоит лишь при наличии договоренности с потенциальным/действующим арендатором иначе вас могут ждать длительные простои.
Торговая недвижимость
Легче всего сейчас тем объектам торговой недвижимости, кто делал ставку на российских сетевиков и ИП. У этих арендаторов больше гибкости, да и новый государственный курс нацелен на поддержку именно этой группы предпринимателей.
Ниша перестроилась под запросы покупателей, акцент делается на продукты, аптеки и точки реализации товаров и услуг первой необходимости и повседневного спроса, часть площадей выделяется под шоурумы отечественных брендов, пункты выдачи, дарксторы и складские помещения.
В случае, если санкции будут и дальше ужесточаться, и оставшиеся западные компании будут вынуждены окончательно покинуть наш рынок, найти новых арендаторов на вакантные площади не составит большого труда. «Свято место пусто не бывает» — в крупных ТРК с хорошей проходимостью всегда найдутся желающие занять вакантную площадь, если управляющие проведут соответствующую реконцепцию и будут предлагать арендаторам лояльные условия.